среда, 2 марта 2016 г.

История забвения декабристов.190 лет со дня восстания. (часть 2)

Продолжу свой рассказ о моем посещении музея Отечественной войны  1812 года в январе 2016 года. Мы остановились около плаката приглашающего нас посмотреть выставку "Декабристы -участники Отечественной войны 1812 года".В войне принимали участие 115 человек из 124 осужденных на каторгу декабристов.
Как и предупредил сотрудник музея -выставка очень маленькая. Если посмотреть на 1 этаж музея со 2-го этажа, то выставка занимает всего несколько стендов в дальнем конце зала у выхода из музея. И это очень обидно.
Мало кто помнит причины восстания в 1825 году. Но почти все знают о мужестве участников восстания на каторге и об их женах последовавших за ними. Поэтому многие воспринимают историю декабристского движения только по сюжету фильма "Звезда пленительного счастья". Я и сама только несколько дней тому назад узнала, что и сам термин "декабристы" появился  в 1826 году.Так  Герцен в своем письме назвал пятерых казненных участников восстания.
Отечественная война 1812 года, заграничные походы российской армии в 1813-1814 годах сыграли важнейшую роль в формировании мировоззрения ее участников. Это были люди разных взглядов и жизненных позиций, но большинство из них было убеждено, что главными тормозом развития страны было самодержавие и крепостное право.
Появилось масса  политических обществ: Союз спасения, Союз благоденствия, Северное и Южное общества и т.д.
Внезапная смерть Александра I застала декабристов врасплох. Восстание на Сенатской площади 14 декабря 1825 года было плохо подготовлено и в тот же день было подавлено.Общества разгромлены. 5 декабристов были казнены, 124 отправлены на каторгу в Сибирь и масса участников были разжалованы и отправлены на войну на Кавказ.
Александр I все сделал, что бы эти события и люди исчезли из памяти людей и поколений. Существуе легенда, что декабристы весь путь в Сибирь  проделали пешком, закованными в кандалы. Это не так.
Тайно по ночам, через сутки, закованных в кандалы, без права на малейшее общение, по 2-4 человек их везли в закрытых повозках, чтобы они не привлекали внимание. Маршрут следования держался в тайне. Отправка в Сибирь заняла 2 года.
Но вот, что наверное помнят многие- это мужество этих людей с которым они перенесли все испытания и самоотверженность жен последовавших за ними на каторгу. Вот так выглядело одно из мест куда доставили декабристов. 
Решившись уехать вслед за опальными мужьями в ссылку, дамы лишались всех своих привилегий и титулов. Отныне они становились женами ссыльно-каторжных. Впрочем это не лишало их силы духа.
В Сибири жены занялись тем, что было им дозволено и доступно. Они как могли облегчали жизнь мужей на каторге: шили и чинили одежду, занимались лечением , в том числе и местного населения. Так в Чите на средства жен была организована больница. 
Когда же декабристов с каторжных работ перевели на поселение, то с этого момента можно говорить о некотором улучшении их бытовых условий.

Многие занялись просветительской работой: обучали крестьянских детей грамоте,  письму и азам математики. Некоторые изучали культуру и быт народов Сибири, собирали сведения по истории края. Почти каждый декабрист вел свой альбом. Один лист из такого альбома представлен на выставке.
Если бы декабрист Николай Бестужев не создал галерею портретов почти всех декабристов  , то мы бы так и не знали как они выглядели.  Много лет назад я была на выставке этих портретов,но их выставляют очень редко. К числу редко выставляемых относятся  и работы  декабриста Е.Корнеева -пейзажи сибирских мест.

Переправа через реку.
Через 30 лет ,26 августа 1856 года, была провозглашена амнистия . Из 124  декабристов в живых осталось 34 человека. Жить им разрешалось везде, кроме Москвы и Санкт-Петербурга (в этих городах только по особому разрешению).
Не все жены пережили сибирскую ссылку. Из 11 жен после амнистии вернулось 8, пятеро из них вместе с мужьями.
Забвение.
План Александра 1 о забвении декабристов, как ни странно, сработал. Нет ни одного сколько-нибудь значительного литературного произведения о них. Стихотворение А.С.Пушкина "Во глубине сибирских руд..."так  и осталось самым единственным произведением посвященным декабристам. Читала, что Л.Толстой собирался написать роман "Декабристы", но это так и осталось замыслом.
В центре Москвы , на Старой Басманной улице,
сохранился дом одного из  декабристов сосланного на каторгу в Сибирь -Матвея Ивановича Муравьева -Апостола (1793-1886г).
Муравьевы - древнейший дворянский и графский род. С 1800 года отец декабриста  Иван Матвеевич стал писать свою фамилию Муравьев-Апостол. В 1816 году он купил эту усадьбу.

Сам дом очень красиво оформлен.



Его сын провел на каторге 30 лет. Сначала на каторге, потом в поселении. В 1856 году он получил разрешение жить в Москве. Матвей Иванович сотрудничал с Герценом. Собрал богатую библиотеку по истории России. Пожертвовал значительные суммы Московскому университету. Это на его пожертвование в сумме 25 тысяч рублей было построено здание библиотеки на Моховой улице.
Вот в этом здании в 1987 году был открыт Музей декабристов. Музей просуществовал недолго. Всего 10 лет. Потом, из-за аварийного состояния здания,  закрылся. В 2013 году закончилась его реставрация и он даже получил диплом за лучшую реставрацию.
Мне очень хотелось увидеть как выглядит это здание внутри.  И тут представился такой случай. Именно в этом здании открылась выставка известного бразильского фотографа Себастио Сальгадо -"Генезис".
Честно скажу , что смотрела больше особняк, чем фотовыставку, хотя и она заслуживала внимание.
Широкая лестница сразу от входных дверей ведет на второй этаж.
В одном зале сохранились очень красивое оформление.- барельефы, потолочные украшения.



В другом, колонны под "малахит".
Со второго этажа виден зал первого этажа, через небольшие полукруглые внутренние окна.
Открыт выход на застекленную террасу.

Мне повезло. Выставка фотографий разместилась на двух этажах . Поэтому я могла рассмотреть лестницы расположенные  в разных концах здания.

В некоторых залах сохранились изразцовые печи.
Меня всегда в старых зданиях поражает планировка помещений. Внутри здание кажется более просторным , чем снаружи. Трудно даже сосчитать количество комнат в этом доме.
 Была возможность спуститься в подвал. Здесь разместилось уютное кафе, продающего за баснословные деньги коломенскую пастилу.
 Название "Дом-музей Матвея Муравьева-Апостола" сохранилось., но пока  эта усадьба к декабристам никакого отношения не имеет. И если бы я не ехала с конкретной целью рассмотреть именно усадьбу декабриста Муравьева -Апостола, то как  многие посетители выставки, только бы полюбовавшись на  фотографии


 вышла бы из этого замечательного особняка.

(Окончание следует).

Комментариев нет:

Отправить комментарий