пятница, 6 ноября 2015 г.

"Микеланджело.Сотворение мира". Выставка в Artplay, октябрь 2015.

 "Господь увидел бесплодные усилия прекрасных, великих талантов, истощавших свои силы в искании совершенства, в изображении недосягаемой природы; он сжалился над этими усилиями и слепотой человека, который дальше от истины, чем сумерки от света, и решил дать миру гения, который, превзойдя всех живших до него в живописи, в скульптуре и архитектуре, показал бы людям вечные образцы во всех этих искусствах. Этому гению даровал он полное совершенство в рисунке, в расположении света и тени, в искусстве владеть резцом, а также искусство строить здания прочные и прекрасные. Он одарил его также высоким умом и поэтическим талантом, чтобы весь мир чтил в нем чудный образец совершенства в жизни, в нравах и во всех действиях, удивлялся ему и чтобы мы считали его скорее жителем и достоянием неба, чем земли".Джорджо Вазари.(1511-1574г.)

Вот я снова в выставочном центре Artplay . Там представляют новый мультимедийный проект "Микеланджело . Сотворение мира".

Перед входом в дизайнерский центр "Артплей" со стороны Яузы, установлена копия статуи Давида (1501год) в натуральную величину.



Эта выставка очень отличается от других проектов в лучшую сторону. Можно сказать , что это две равноправные выставки и каждая интересна по своему. В аванс залах расположилась масштабная экспозиция о жизни и творчестве Микеланджело. Одна эта экспозиция заслуживает посещения этой выставки.
Сначала мы попадаем в мастерскую скульптора.




 Тут же леса в натуральную величину на которые поднимался Микеланджело, что бы расписывать плафон Сикстинской капеллы, а на потолке фрагмент росписи. Так как это бывшие производственные помещения, то высота потолка создает иллюзию того, что там в высоте видишь настоящие фрески. 

Выставки рассказывает о разных сторонах таланта Микеланджело - скульптора, архитектора, живописца, а также его биографию. Много копий  рисунков Микеланждело.





 Это тоже необычный экспонат выставки, внутри полого треугольника медленно вращается небольшая скульптура.
 Представлены копии скульптур большого размера. Кстати, каждый желающий может попробовать, легко ли обрабатывать мрамор.



 На этой голове видны следы зубила при обработке мрамора.
Сотворение мира- является главной темой экспозиции.


В разделе "Ватикан" на полу размещен план музеев Ватикана.
На стене воспроизведена копия фрески свода Сикстинской капеллы. 
Искусство росписи потолков известно с древних времен, но постепенно оказалось забыто. Интерес к нему возродился только в конце 15 века. Потолок Сикстинской капеллы расписан способом "буон фреско" Последовательность действий тут такова -на поверхность вначале переносится рисунок, а в дальнейшем он покрывается краской, нанесенной непосредственно по влажной штукатурке.Прежде чем наносить краску, к влажной штукатурке прикладывали картоны (полноразмерные рисунки), переводят рисунок на рабочую поверхность, либо прокалывая картон, либо его обводя.
Фреска такая большая, что фотографировать приходится частями. 


Это панно помогает не торопясь рассмотреть отдельные сюжеты.


 Чтобы представить масштабы этой фрески , то размер только фигуры Дельфийской сивиллы составляет 2 метра 70 сантиметров.


А "Сотворение Адама"- 2,8 на 5,7 метра.

 А рядом еще одна фреска "Страшный суд".Ее размер 13,7 на 12,2 метра. На фреске более 300 фигур. Восставших из могил мертвецов судит окруженный святыми Христос. Говорят, что увидев фреску, папа Павел III упал перед ней на колени. Правда, еще до окончания некоторые священники увидели неприличия в обнаженных фигурах.  За несколько недель до смерти Микеланджело было принято решение дописать на ряде персонажей набедренные повязки, которые прикрыли бы "постыдные части" тела. "Одеть" фигуры поручили Даниэлю да Вольтерра (большому почитателю таланта Микеланджело). После этого художник получил  обидную кличку "Браджеттоне" -"рисовальщик штанов".
Этот раздел  подготавливает зрителя к тому, что он увидит в мультимедийной части выставки.
Микеланджело прожил долгую жизнь . Родился 1475 году, а умер в 1564 году, т.е. 88 лет.
В 1508 году он получил заказ на роспись свода Сикстинской капеллы в Ватикане. В 1512 году эта фреска признана шедевром.
В 1534 году Микеланджело получает заказана картину "Страшный суд"для алтарной стены Сикстинской капеллы.
Вот эти два произведения и легли в основу проекта. Показ сопровождается прекрасно подобранной классической музыкой. Кажется, что по иному и смотреть на фрески нельзя. В зале установлены три скульптуры, которые в разное время показа по разному освещаются. 

Фотографировать в мультимедийном зале  разрешается бесплатно без вспышки, но оказалось это сделать трудно. Показ ведется в формате 3D. Изображение или наплывает одно на другое, или часто мелькает в ритм музыки. 
 Постепенно увиденное так захватывает, что теряется ощущение реальности.





Адам стал одним из символов всего западноевропейского искусства. Вазари описывал Адама фигуру ,"чье тело и поза кажутся созданными самим Творцом, а не кистью простого скульптора."
Если в первой части выставки ни на минуту не забываешь о том, что пришел знакомится с творением Микеланджело, то в мультимедийном зале кажется, что тебе показывают реальную историю с реальными персонажами.













Показ длится 35 минут, потом без перерыва снова повторяется, но никто из зала не выходит- смотрят снова и снова.
Наследие Микеланджело очень разнообразно:Это и скульптуры  (на выставке представлены стенды с описанием скульптур и их местоположением);

фрески;

архитектура.

И хотя на этих фотографиях невозможно прочитать о работах Микеланджело  подробно, но даже зрительно их количество, дошедших до наших дней ,впечатляет.

Но вот одна сторона дарования Микеланджело на этой выставке не отражена -это его поэтическое наследие.Если верить Ирвингу Стоуну в романе "Муки и радости", писать стихи Микеланджело начал в юности. Стихи Микеланджело отличаются от стихов поэтов Возрождения - они очень автобиографичны. 
Есть сонеты о любви, когда он завидует платью любимой:
..И сколько наслаждения для платья
Сжимать ей стан и ниспадать волной....
А вот он  описывает свою внешность:
...Затылок место на спине нашел,
И борода простерта к небосводу,
И волей кисти ,брызжущей по ходу,
Лицо мое -как мозаичный пол...
Или описывает свои беды:
....Калекой,горбуном, хромцом , уродом
Я стал трудясь,и, видно ,обрету
Лишь в смерти дом и пищу по доходам...
Его любимым поэтом был Данте:
...О Данте реч. Его могучей лире
Неблагодарный не внимал народ:
Издревле слава недостойных -шире.
Когда б достиг я Дантовых высот,
И я бы счастью в этом злобном мире
Его печальный предпочел исход...
 И все же он верил:
...Творенье может пережить творца:
Творец уйдет, природой побежденный,
Однако образ им запечатленный,
Веками будет согревать сердца....

Прошло 550  лет со дня рождения со Дня рождения Микеланджело Буонарроти.


Комментариев нет:

Отправить комментарий