среда, 18 ноября 2015 г.

Керамика Раку: Вселенная в чайной чаше.

!3 ноября 2015 я поехала в музей Изобразительного искусства им.А.С.Пушкина на выставку "Караваджо и последователи из фонда Лонги".Музей встретил меня странным и необычным оформлением.
  Пройдя мимо этих труб раздуваемых большими вентиляторами и наметила себе выставки, которые хотелось бы посетить.
А выбрать было из чего. Выставки очень разные как по художественной ценности, так и по объему.

Про выставку "Караваджо и последователи" надо говорить или очень долго, или ничего. Выставка хорошая, но  она не произвела на меня такое же сильное впечатление, как выставка картин Караваджо несколько лет назад.
Увидев красную трубу ( с портретом ее создателя внутри трубы) в зале скульптур эпохи Возрождения, пришла в недоумение. Я посещаю выставки современного искусства. Наверное там эта труба была бы уместна, но в этом музее -сомневаюсь.
По TV Культура смотрела передачу "Пятое измерение", где Ирина Антонова очень интересно рассказывала про выставку "Керамика  Раку". Я и подумать не могла, что рассматривать эти простые чаши будет так интересно и захватывающе. Недаром в названии выставки написано: "Вселенная в чайной чаши". Выставка подготовлена несколькими музеями из Японии -"Музеем Раку" в городе Киото, Японским фондом, "Музеем современного искусства" в Киото.
Выставка очень большая. Большой белый зал, колоннада над лестницей и еще несколько залов разместили чаши, чайницы и другую утварь , предназначенной для чайной церемонии. Эти предметы создавались мастерами династии Раку на протяжении четырех столетий: от Тедзиро до ныне действующего главы династии Раку Китидзаэмон XY.
Начало этому типу керамики, используемой в чайном действии положено гончаром Тедзиро в 16 веке и тогда семье Тедзиро была присвоена фамилия Раку, что значит "радость".На протяжении 450 лет семья Раку хранила уникальные традиции керамического искусства. Об этом рассказывают фильмы демонстрируемые в залах на трех экранах.
В 16 веке мастер Сэн Рикю создал новый стиль чаепития. Он отказался от роскошной посуды созданной в Китае и Корее и создал чаши отвечающим эстетическому принципу ваби, что в переводе с японского значит "простота, безыскусность." Этот принцип оказал большое влияние на японскую литературу и культуру Японии в целом. Примером могут служить хайку Мацуо Басе(1644-1694 год), который положил начало поэтической прозы.
Над вишней в цвету
Спряталась за облака
Скромница луна.

Был пленен луной,
Но освободился. Вдруг
Тучка проплыла.

Согласно японской философии, чаши отражают душу своего создателя. В чайной церемонии самое важное это отношение того, кто готовит чай, и того, кто его пьет.
Эта выставка позволяет погрузиться в мир духовности и красоты керамики Раку и увидеть этапы ее развития. Керамика первых мастеров династии Раку была в основном черного цвета иногда добавлялся красный цвет, а менялись совсем немного только формы чаш и каждая чаша по своему прекрасна. 



Последующие мастера стали отступать от этих строгих форм и чаши стали более разнообразными, мастера старались отразить дух времени и внести новые эстетические элементы.





Разнообразят выставку экспонаты из Музея современного искусства.



Красоту оформления выставки создает  экспозиция ширм расписанных японской живописью 16-18 веков.


По словам главы  династии Раку такую полную экспозицию не всегда можно увидеть даже в Японии.
Через два дня выставка закрывалась и я очень об этом жалела, что не смогла посмотреть ее еще раз.
Спустившись по лестнице на первый этаж и пройдя мимо статуи "Давида" Микеландело (эта статуя в помещении выглядит совсем по другому, чем на улице , перед входом на выставку "Микеланджело. Сотворения мира") , 
я проходу еще на одну выставку " Книга трав" Дмитрия Плавинского.  Этот художник нашел целый микрокосмос в изображении трав , листьев и цветов. А подтолкнуло его к этому искусству отпечаток листа шалфея Леонардо-да-Винчи. С интересом я познакомилась с творчеством яркого представителя неофициального искусства 1960-1980 годов. Посмотрев на прощание 3 картины ирландских художников я вышла из музея.
(P.S.Фотографировать чаши оказалось очень сложно. Каждая чаша располагалась в большом отдельном стеклянном кубе в полутемном зале. Стекло и подсветка каждой чаши отражали массу бликов. В том фотоаппарате, что я взяла с собой, нет режима "аквариума", позволяющего минимизировать блики от стекла, а режим "музей" не давал должного качества. Приношу извинения за качество фотографий.)
P.S.Сообщение подготовлено по материалам сайта www.Museum.ru/

Комментариев нет:

Отправить комментарий