понедельник, 27 октября 2014 г.

Суми-э или "Птицы под облаками".Личная печать в Японии.


Продолжу свой рассказ о моем интересе к искусству и поэзии народов  Востока.
Несколько раз я была в Музее Востока и в Музее изобразительных искусств на выставках рисунков японских художников. Моим любимым художником стал Хокусай. Его работы могу рассматривать очень долго. А несколько лет назад я познакомилась с искусством Суми-э.
 Поэтому, когда  узнала, что в Дарвиновском музее проходит выставка японской живописи "Птицы под облаками" написанных в технике суми-э, я пошла ее смотреть.
 Особенность этой выставки состоит в том, что Творческий Союз художников японской живописи Суми-э, при поддержке культурно-делового центра "Японский дом" приурочили эту выставку к 370- летию со дня рождения японского поэта Мацуо Басё (1644-1694) в рамках ежегодного фестиваля  "Японская осень".
 Но обо всем по порядку.
О японском поэте Мацуо Басё я впервые услышала из цикла лекций Академии по ТВ "Культура". Я купила сборник его стихов и он стал одним из моих любимых поэтов.
.Мацуо Басё вошел в историю японской культуры как великий реформатор, создавший новый жанр лирической поэзии - трехстишья хайку.

Хайку- это суета сует, ловля ветра и томление духа.
Для понимания хайку необходимо представить печаль и грусть одиночества, немного налета старины, много подтекста, мало слов. Всего пять слогов в первой строке, семь -во второй и пять - в третьей. Хайку состоит из трех строк, но включает в себя весь окружающий мир.
Но хайку только внешне проста и народна, как это стихотворение Мацуо Басё:
После хризантем,
Кроме редьки,
Ничего нет (1691г.)
Поэт утверждает, что внутренняя красота овоща, может быть также прекрасна, как и воспетая в японской лирике - хризантема.
Хайку - не стихи, а образ жизни, часть философского восприятие мира.
На выставке каждый рисунок сопровождался трехстишьем хайку , как и само название выставки "Птицы под облаками"-
Суми-э японская монохромная живопись тушью.


Это направление возникло в 14 веке и было заимствовано из Китая. В Японию его привезли китайские монахи,. придававшие этому искусству особый сакральный смысл. Позднее суми-э стала составной частью культуры самураев. (О выставке самураев я уже рассказывала.) Благородные японские феодалы находили в суми-э сходство между живописью и фехтованием, считая путь "кисти и меча"- единым.
Название суми-э переводится как тушь (суми) и живопись (э). К концу 14 века монохромная живопись стала основным жанром живописи в монастырях.
В наши дни на Западе принято принято называть суми-э любое изображение написанное тушью с использованием технических приемов традиционных для Азии.
Суми-э можно узнать по уникальности сюжета, мягкому прикосновению кисти и обильному использованию воды. Отличие живописи суми-э в том, что в ней присутствует только черный цвет и широкая гамма оттенков серого. Картина, созданная в такой технике, пишется экспромтом, без наброска, так как тонкая рисовая бумага не допускает ни малейшего исправления.
Наиболее точное определение этому искусству дал поэт и художник Максимилиан Волошин, назвав суми-э "танцем руки и кисти".


И все же , большинство работ представленных на этой выставке были написаны скорее в "европейской манере", чем в "японской".
Основой философии суми-э является концепция ПУСТОТЫ- краеугольный камень учения дзен-буддизма. "Все приходит из ПУСТОТЫ, и все в ПУСТОТУ уходит". Поэтому в картине обязательно должно присутствовать незаполненное пространство, которое эхом будет отзываться на одухотворенность линий, пятен, размывов, дымки, давая возможность ощутить "дыхание ПУСТОТЫ". Очень часто это пространство заполнялось стихами.


Некоторые работы нарушали основной принцип суми-э - монохромность, добавляя в рисунок  другие цвета, но хайку Мацуо Басё их прекрасно дополняли.

Если внимательно смотреть на рисунки, то на многих стоит красная печать.
Когда я, много лет назад, в первый раз увидела рисунки в стиле суми-э, мне объяснили: что эту печать ставят на работах, признанных мастерами суми-э в Японии. Оказалось, что это не так. Посмотрев в интернете я узнала следующее.
Там где европеец поставил бы подпись, житель Японии приложит личную печать. На бумаге остается ярко-красный оттиск: изящный рисунок с изображением иероглифов. В древней Японии печати были в ходу при дворе, позже появиись у официальных и религиозных организаций, а потом у самураев.
Крестьяне и городская беднота о ней и не мечтали. Зато теперь собственная печать есть у каждого гражданина Японии. Даже иностранцы (гайдзин) имеют право зарегистрировать ее в местной мэрии в качестве подписи. Надписи на печати делаются специальным стилем- тэнсё, который очень сложно подделать.
В проспекте к выставке было сказано, что на выставке можно будет увидеть Икебана Но к сожалению это было не так. Представлена была только одна работа.
Была оформлена витрина, где среди разных предметов  были представлены инструменты для рисования суми-э -тушь и кисти.
 
Выставка была небольшой, но очень уютной и сделанной с любовью.
Что мне нравится в Дарвиновском музее, так это возможность спокойно фотографировать, заплатив 100 руб. Вот бы так было во всех музеях!

 P.S.В сообщении использованы материалы из проспекта к выставке "Птицы под облаками" в Дарвиновском музее и книги "Мацуо Басё.Лирика " изд.Москва АСТ и Минск ХАРВЕСТ 2008год.
(Продолжение о выставках в Дарвиновском музее следует).

Комментариев нет:

Отправить комментарий