пятница, 17 октября 2014 г.

"Аптекарский огород" и "Духовная волна".

Интересоваться искусством народов Средней Азии и  Востока я стала  давно. В молодости меня один человек познакомил с творчеством Омар Хайяма . Потом были поездки в Самарканд, Бухару, Хиву и Ташкент, Алма-Ату и Фрунзе. Объехала все северное побережье Иссык-Куля до города Приживальска. Поэтому меня так привлекают выставки , книги и телепередачи на эту тему.
С 6 июля по 31 августа 2014 года в "Аптекарском огороде" на Проспекте Мира была представлена крупномасштабная инсталляция "Духовная волна"- я решила ее посетить.
Раньше станция метро "Проспект Мира" называлась "Ботанический сад".  А что рядом с этой станцией находится филиал Ботанического сада МГУ "Аптекарский огород", я не знала. И вот в последний день работы этой выставки ( 29 августа 2014г.) я поехала в "Аптекарский огород". Трудно предположить, что за скромной дверью как в обычный магазин, находится вход в сад.
В Москве не так много осталось мест напрямую связанных с деятельностью Петра 1. "Аптекарский огород"- одно из таких мест.
1706 году здесь, на тогдашней северной окраине Москвы, за Сухаревской башней, по указу Петра 1 был заложен "аптекарский огород" для выращивания лекарственных растений. Сначала он принадлежал Аптекарскому приказу, затем Московскому госпиталю.
Выращиваемые здесь растения использовались не только для изготовления лекарств, но и для обучения ботанике будущих  врачей.
Но начну с "Духовной волны", т.к это первое что я увидела войдя в сад в его бассейне.


Выдающийся японский художник, профессор школы СОГЕЦУ (г.Токио) Тенсунори Кавана -признанный мастер монументальных композиций и инсталляций , вместе со своими помощниками -студентами архитектурного института, на глазах публики под музыку Г.Свиридова созжает свою "Духовную волну"
Особенность проекта в том, что Кавано использует только природные материалы.
В Духовной волне использовался в основном бамбук.В начале открытия выставки он был зеленый и гладкий, ни одна деталь не "топорщилась". Но в конце августа я увидела ее немного "растрепанной" и  совсем желтой.

Замысел Кавана -создать иллюзию прохода человека внутри волны - по подводному течению, как это было с библейским пророком Моисеем, перед которым расступилось море.

Честно говоря я этого не увидела и не почувствовала.
У меня эта композиция вызвала совсем другие ассоциации. На борту бассейна сооружен макет города



и если смотреть на волну, то она постепенно увеличивается от города.

 Вот у меня это ассоциировалось  с огромным культурным и духовным наследием человечества с которым мы знакомимся выходя из дома. Или на оборот -все культурное и духовное  наследие стремится к нам в дом, чтобы мы могли его познать.

Осмотрев Волну со всех сторон, я продолжила прогулку по саду. Вход в сад платный, для пенсионеров 150 рублей. Наверное по этому сад содержится таком порядке. К началу 19 века здесь были собраны сотни видов растений для изучения и преподавания ботаники. С 1805 года сад в ведении МГУ. По приданию одно из деревьев сохранилось в саду со времен Петра 1 и бережно охраняется.



Первое, что видишь в бассейне -это императорские рыбы.

 
Декоративные рыбы существуют несколько тысячелетий. Наиболее давняя история у цветных карпов Кои.Уже в 533 году до н.э. они упоминаются как домашние животные китайских императоров. В Зеркальном канале живут  Кои оранжевых, желтых и черных цветов возрастом от 7 лет до года. Обо всем этом и многом другом я узнала из информационного щита у канала.


Но главная прелесть сада в том, что с первых шагов по саду, забываешь что ты находишься в центре Москвы и остаешься наедине с природой.





Осень на пороге, но в саду много цветов.






Уютные дорожки и аллеи пересекают сад и позволяют любоваться разными его уголками.





Сад разделен на зоны. В одной из них и воссоздан уголок "аптекарского огорода" лекарственных трав.


Посмотрела я и оранжерею. Если раньше вход в нее был только с экскурсией, то теперь свободный. Уникальность оранжереи состоит в том, что когда стала мала старая оранжерея, над ней соорудили новую.












На втором этаже были представлены растения пустыни. Поднявшись по лесенке, попадаем в мир кактусов.








 Так как день был очень теплым и солнечным, часть кактусов принимало "солнечные ванны"на крыше оранжереи.
В парке постоянно бывают выставки на открытом воздухе. Вот и я увидела выставку .На лужайке под старинным 200- летним дубом были расставлены небольшие милые, смешные объекты. Выставка называлась "Истории в Саду".
Участвуют художники работающие с керамикой. Каждый объект рассказывает свою историю.
Эта композиция называется "Приятного аппетита".
Эта "Космос".
А эта просто -"Девочка".
Вот -"Осенние листья".

С большим сожалением я уходила из сада, дав себе слово бывать там в разное время года.

Комментариев нет:

Отправить комментарий