среда, 21 мая 2014 г.

Манеж "Золотой век русского авангарда"

Как быстро проходит май, приближая день моей новой поездки за рубеж. Так что следующее сообщение будет уже после возвращения с отдыха, в конце июня.
Накануне генеральной репетиции воздушного парада над Красной  Площадью 7 мая 2014г., над Москвой разразилась настоящая зимняя метель. Она продолжалась не более 5-10 минут.
Потом  пролетели рядом с домом самолеты .

В день парада небо было безоблачным.
А потом был салют в честь Дня Победы.
 Отцветают каштаны.

Мне же май 2014 запомнился еще одной интересной выставкой. Она  работала до 14 мая.
В рамках Года культуры Россия- Великобритания в ЦВЗ "Манеж"  проходила выставка "Золотой век русского авангарда". Так как я несколько месяцев назад была на прекрасной выставке Ван Гога ( об этом я уже сделала сообщение)  с использованием современных технологий, то услышав, что и эта выставка необычна для зрителя, то сразу решила посетить ее.
Приведу цитату из проспекта к этой выставке: "Золотой век русского авангарда" - мультимедийная инсталляция, созданная мировыми звездами специально для ЦВЗ "Манеж".
Питер Гринуэй (Великобритания) и Саския Боддеке (Нидерланды) соединили живопись, театр, кинематограф, 3D-технологии и анимацию, чтобы поведать зрителям историю самой яркой эпохи в истории русского искусства".
Я очень часто хожу по художественным выставкам, но пишу о них сообщения очень редко. Во первых, на выставках нельзя фотографировать, во вторых, трудно изложить на бумаге свои личные впечатления от посещения той или иной выставки.  Предпочтения мои часто меняются: то большой интерес вызывают русские художники 19 века, то итальянская живопись эпохи Возрождения, то голландская живопись. Но в последнее время интерес возрос именно к живописи начала 20 века т.е. "Русскому авангарду". Наверное тут повлияла великолепная выставка "На Крымском Валу" -"Натальи Гончаровой". И вот новая выставка.
Кто такой Питер Гринуэй я узнала уже дома из "Википедии" и это действительно интересная личность.
Приятный сюрприз начался с кассы. Билеты на выставку стоили 450 руб, а для пенсионеров 20 руб.
Сотрудник Манежа предупреждает, входите осторожно, т.к. в зале сначала кажется очень темно после улицы.
Вхожу. Весь манеж , а это 5000 квадратных метров закрыт черной тканью включая и пол.
На стенах и по середине пространства Манежа размещены 18 экранов.
На каждом экране идет свой рассказ, показывается свой сюжет и звучит  свой текст .

Но странное дело, все это действие сливается в  единое целое. В зале стоит удивительная тишина.
Зрители располагаются везде. Для этого созданы все удобства. Специальные места для сидения с подушками расположены то за экранами, то внутри пространства окруженного экранами.
Весь показ длиться минут 20-30, потом на минуту зажигается свет и начинается повтор.
Но увиденное так завораживает, что из зала никто не уходит, а продолжают смотреть еще и еще.
В инсталляции 12 центральных персонажей. Их играют актеры. Некоторые персонажи по ходу действия угадываются, другие остаются не узнанными, но от этого действие не становится менее интересным. Это персонажи начала 20 века:
Василий Кандинский (Хендрик Аертс)
 На фотографии он с красным галстуком. Единственный иностранный актер. Его речь идет на экране с субтитрами.
 Всеволод Мейерхольд (Олег Дуленин)
Лиля Брик (Анна Шепелева)
  
Пришлось еще раз повторить фотографию.
Сергей Эйзенштейн (Антон Шурцов)

Казимир Малевич (Олег Филипчик)
Александр Родченко (Григорий Багров)
Павел Филонов (Александр Пацевич)
Владимир Маяковский (Павел Попов)
 и еще несколько лиц, которые мне не знакомы. Как утверждают авторы проекта, что на выставке "представлен калейдоскоп биографий, изображений и цитат, посвященный 100 именам деятелей авангарда".
 Современных актеров я практически не знаю, но теми которых я увидела я восхищена. Все актеры без грима, скорее это "исторические абстракции". Понять какой это персонаж, можно из их диалога, а не по портретному сходству.
Как это не парадоксально звучит, но эти персонажи ведут спор о жизни и искусстве между собой, переходя с одного экрана на другой.
В проспекте написано, что в инсталляции использовано 1000 шедевров русского авангарда, но внимание настолько приковано к лицам персонажей, а во весь экран показываются только лица, и к словам героев, что все шедевры остались мною не замеченными. Есть только одно чувство, что ты в начале 20 века, и переживаешь это время.
 Просто удивительно, как точно, проникновенно и эмоционально авторы проекта смогли передать специфику нашей истории начала двадцатого века.

В заключение хочу сказать, что все это произвело на меня  настолько сильное впечатление, что спустившись в метро я проехала свою станцию.


Комментариев нет:

Отправить комментарий