суббота, 25 декабря 2021 г.

"Птицами небо полно!" (мимоходом)

Недавно  прочитала стихотворение Л.К. Татьяничевой о зиме:

...Но мечтая о дальних мирах,

Как порой мы живем

Бестолково

В наших шумных

Больших городах!

В суете

В бытовой коловерти

Ведь иные забыли давно,

Как сверкают снега

На рассвете 

И как птицами небо полно!

Какая зима, какие птицы?

После первой метели в Москве 12 ноября 2021 года, снова потеплело, весь снег растаял.. Но вот 5 декабря, выпал небольшой снежок . Я вышла на прогулку. На улице скользко, снега немного. Но так хотелось посмотреть на свежий снег, что я решила доехать на трамвае до Андроникова монастыря . Там наверняка снег еще не расчистили и ни так скользко . Я не ошиблась.

В монастыре никого. Все под снегом. Сейчас модно в первых числах декабря устанавливать елки. Появилась она и в монастыре. 
Ветки и игрушки припорошил снежок. 

Но не елка привлекла мое внимание. Поздней осенью и зимой я люблю любоваться деревьями. Конечно, "первая листва" и "золотая осень" -прекрасны. Но мне нравятся силуэты деревьев без листьев. Когда неповторимый узор черных веток на фоне неба похожи на рисунки карандашом. 


Только недавно  в блоге я рассказывала про выставку М. Добужинского. В.Набоков ,вспоминая Добужинского писал, что Добужинский учил меня находить между тонкими ветвями голого дерева ...драгоценный узор. 
А М. Врубель часто подсмеивался над своими друзьями , спрашивая их-"а вы можете нарисовать воздух  между веток дерева? " Вот воздух  в ветках деревьев хорошо виден зимой. 
Мотив голых веток использован и в Китайской деревне в Царском селе Санкт-Петербурга.

Я даже пыталась срисовать фрагмент Большого китайского моста.

Но неожиданно меня привлекло другое. Над куполами церквей, 


то в одну, то в другую сторону проносилась большая стая птиц. Поймать их в полете я не смогла, так неожиданно и не предсказуемо они появлялись в небе. Пролетев в одну сторону они садились на дерево. Тут же поднимались в воздух и садились на дерево с другой стороны храма.


Это продолжалось довольно долго, пока наконец птицы не полетели дальше.
Вот тогда я и вспомнила про строчки из стихотворения - "...небо птицами полно..."

Под стихотворением в интернете стояло имя автора - Л.Татьяничева.  Стала искать в интернете.Людмила Константиновна Татьяничева -Русская, советская поэтесса, прозаик, общественный деятель, журналист.

Родилась в 1915 году в Мордовии в семье сельской учительницы и студента- медика . В 1919 году умирает отец, 1926 -мать. Она живет у родственников отца на Урале.

 Удивительная судьба , но меня привлек один факт из ее биографии. В 1934 году строила Магнитогорск,  как и мои родители. В эти же годы мама приехала на строительство Магнитогорского металлургического комбината. Там она и познакомилась с моим отцом. Жила она в "инженерном " бараке.

А Татьяничева Л.К. в "писательском" бараке. Ее приютила семья писателя М.М. Люгарина. В последствии она напишет:

Там чуть ни каждый мой сосед

был журналист или поэт.

В рассветный час, в полночный час

В бараке том огонь не гас...

Работала в газетах. Окончила литературный институт им. М. Горького. В 1944 году вышла первая книга стихов... В 1965 году переехала в Москву. Ее приняли в Союз писателей.

Умерла в 1980 году.

Оказалось, что  имя Л.К. Татьяничевой на Урале помнят.

Ее именем названы улицы в Челябинске и Магнитогорске. Установлены мемориальные доски. Учреждена литературная премия ее имени. Названа малая планета № 3517.

Но моя короткая прогулка заканчивается. Сейчас я уже привыкла, что даже небольшой снег зимой,  в Москве воспринимается как стихийное бедствие. На телефон приходят СМС об аномальном снегопаде, а на улицу выходят сотни машин его чистить.


(5 декабря 2021года.)



Комментариев нет:

Отправить комментарий