воскресенье, 4 октября 2020 г.

Екатерининский дворец и прогулка по Лефортово.

 Мне так понравилась прогулка по Лефортовскому парку 22 августа 2020 года , что 6 сентября 2020 года, я снова поехала на трамвае в Лефортово.

В Москве День города. Непрерывный людской поток движется к направлению к Лефортовскому парку. Но у меня сегодня другой маршрут,

Если бы меня спросили: "Где находится Дворцовый мост?" То я , не задумываясь ответила - в Санкт-Петербурге.  А Дворцовый мост был передо мной.


 Остановка трамвая до которой я ехала, называется "Лефортовский мост".
 До 1940 года этот мост назывался "Дворцовым". Я спустилась к Яузе. 
Это самый старый мост в Москве. 
Построен в 1781-1799гг. на месте старого деревянного Солдатского моста. 
Архитектор С. Яковлев. Три опоры в воде, две на берегу.
В 1940 году мост реконструировали. Длинна моста увеличилась с 42,5 до 67,7 метров.
Мост соединял дворцы: Екатерининский, Лефортовский и Слободской. Лефортовский дворец и Слободской находятся на противоположном берегу Яузы. А я сегодня  хочу увидеть Екатерининский дворец.
Иду по Красноказарменной улице. 
Гуляя в Лефортово, я обратила внимание на то , что здесь  очень много связано с вооруженными силами: названия улиц, парков и скверов, памятники воинам, военные учебные заведения , здания и т.д. 
Через 10-15 минут  подхожу к длинному красному зданию. 
Это Красные казармы. Три исторических дома в Лефортово объединены общим названием "Красные казармы". Это одно из этих зданий -Лефортовские казармы.
Нынешний корпус был построен в конце 1830 годов. Он имеет форму квадрата, каждая сторона которого равна 120 метрам. После реконструкции здание покрасили в первоначальный цвет.
До октября 1917 года здесь располагался 3-й Московский кадетский корпус. Позже различные военные учреждения.
Под карнизом здание украшает лепной фриз.
Но особенно красиво здание оформлено с западной и восточной стороны.
 Здесь размещены  лепными барельефы с воинской символикой. 




Долго задерживаться у Красных казарм я не стала и иду дальше к  Екатерининскому дворцу. 
Одно удовольствие  гулять по Москве в выходные и праздничные дни, когда машин и прохожих на улице мало. Можно спокойно остановиться, рассматривать то, что тебе интересно, спокойно фотографировать.
Вот уже впереди показалось здание дворца.
История этого дворца связано с именем императрицы Анны Иоанновны (1693-1740г.) Больше узнать про  время ее царствования мне помогла книга из серии ЖЗЛ "Анна Иоанновна", автор Е.В.Анисимов. Эту книгу я начала читать сразу после первой моей прогулки в Лефортовский парк.
Образ императрицы Анны Иоанновны у нас в большей мере сформирован историческими романами. 
А по словам историка Е.П. Карновича писавшего в 1873 году "...Ничто не вредит до такой степени исторической истине, как исторические романы, ...где исторические факты делаются полным достоянием автора."
Анна Иоанновна была приглашена на русский престол в январе 1730 года в возрасте 37 лет. Правила 10 лет.
Так сложилось, что жить в Москве императрице фактически было негде и она в феврале 1730 года поручает Ф.Б.Растрелли построить новый деревянный дворец в Кремле, вместо обветшалого.
Но уже в марте 1730 года Анна приказывает архитектору заново отстроить Головинский дворец, стоявший напротив Лефортовского дворца за Яузой.
Новый дворец был закончен в 1731 году и был назван Анненгофом. При нем был разбит обширный парк, бассейн, фонтаны. Лефортовский парк -это малая часть того парка дошедшего до наших дней.
Простоял этот дворец не долго. В Москве часто случались большие пожары. Самый опустошительный пожар был в 1737 году. Тогда дворец не пострадал. Он сгорел позже, в 1759 году. Потом на его месте построили другое здание.

Екатерининский дворцово-парковый комплекс  был построен в 1797 году на месте Анненгофа.  В разное время над строительством дворца и его отделкой работали П.Макулов, А.Ринальди, К.Бдани, Д.Кваренги, Ф.Кампорези, об этом на здании есть табличка.
В 1812 году дворец был разрушен и вновь восстановлен в 1823 году. 
 О величине дворца трудно судить. Это закрытый объект. Осмотр возможен только с наружной стороны.
 Грандиозность  этого здания я смогла представить только по снимку в статье в Википедии. Аэрофотосъемка позволила увидеть дворец сверху. О его размерах можно судить хотя бы потому, что здание имеет 5 открытых изолированных пространств.

Это одно из красивейших зданий в Москве, построенного в стиле русского классицизма. 
В центре здания расположен вход. 

С права и слева здание оформлено  белыми колоннами.
Но главным украшением здания являются 16 колонн обработанных под простой камень.


За этими колоннами проходит галерея.
Она огороженная красивой решёткой.

Над окнами первого этажа стилизованные барельефы голов. 

В обновленном здании с 1824 года  был расположен 1 Московский кадетский корпус. На здании дворца висит мемориальная доска русскому художнику Павлу Федотову (1815-1852 год.)
 Как связана имя художника и Екатерининский дворец я не знала. Потом дома в интернете я нашла информацию об этом.
11 лет Павел Федотов был определен отцом в 1 Московский кадетский корпус и окончил его с отличием.

 Его имя внесено в список на мраморной доске в актовом зале корпуса. Вот об этом и сообщает мемориальная доска.

Дворец очень красивый, но сразу заметны следы разрушений и запущенности: облетевшая штукатурка, ворота, которые не открываются,
 деревья растущие на крыше.
Дворец осмотрен. Но сентябрьский день такой летний, что возвращаться назад мне не захотелось.

Напротив Екатерининского дворца находится Краснокурсантский сквер. Было  приятно оказаться среди деревьев и цветов. Здесь так тихо и красиво.

Первое, что я увидела, это памятник Внутренних войск.
Памятник  установлен 10 ноября 2002 года, напротив музея внутренних войск. Скульптор А.А.Бичугов. На открытии памятника присутствовал В.В.Путин.
 На гранитной 9-метровой стеле фигура скорбящей матери. Сзади нее лица воинов разных поколений.
  На выходе из сквера стоит еще один памятник- Летчикам Нормандия -Неман.
 Памятник открыт в октябре 2007 года. Скульптор А.Н.Ковальчук.
Памятник установлен к 65 годовщине 18-го  гвардейского Витебского полка и совместного полка Нормандия -Неман.
 Главная тема- единство двух народов (России и Франции) Два летчика (француз и русский) идут по взлетной полосе. 
Памятник установлен недалеко  от Введенского кладбища, где похоронены летчики полка Нормандия -Неман. Было интересно потом почитать об истории этого полка в интернете.
Вышла из Краснокурсандского сквера,
а через дорогу еще один парк- Парк казачьей славы. 
Здесь еще тише.
При входе парк работает фонтан. 
Рядом стенды рассказывающие об истории казачества в России. 
Парк небольшой. В центре него  установлен памятник Платову Матвею Ивановичу (1753-1818 г.) Основателю города Новочеркасска. Скульптор К.Р.Чернявский.
Жаль, что утреннее солнце освещало его не с нужной стороны. Сама композиция очень выразительная. 
 Атаман изображен в полный рост в военной форме.
Рядом с ним конь-дончак.
 
На памятнике есть надпись: "Герой отечественной войны (1812-1814г.) Атаман Войска Донского генерал от кавалерии, граф Российской империи М.И.Платов." 

Постамент украшен барельефами:  атака казаков, вступление казаков в Париж, карта карта передвижения казачьего войска. 
Высота скульптуры с постаментом 3,5 метра.
Незаметно прошло несколько часов. Пора заканчивать прогулку по Лефортово.

P.S. Эти две прогулки в Лефортово я буду помнить долго. Благодаря им, я не только вновь посетила  забытые места, но и увидела много нового. А прочитав книгу про русскую императрицу Анну Иоанновну (1693-1740г.), я как будто побывала в Лефортово 18 века.
Много интересного еще есть в Лефортово , но увеличение числа заболевших коронавирусом в Москве, вынудили меня прервать мои прогулки.
----------------------------------------------------------------------------------------

Литература: Статьи Википедии, Е.В.Анисимов "Анна Иоанновна" (серия ЖЗЛ).


Комментариев нет:

Отправить комментарий