среда, 4 сентября 2019 г.

Дмитров и П.А.Кропоткин.

Не помню как и почему, меня заинтересовала личность П.А. Кропоткина и я прочитала о нем статью в Википедии. Статья в Википедии меня поразила. Я не могла понять, как о таком человеке, я могла знать так мало. Все, что я знала о нем- это был революционер-анархист .
А то,  что это один из выдающихся ученых России -географ, геоморфолог, исследователь тектонического строения Сибири, Средней Азии и ледникового периода, историк, философ из старинного рода Кропоткиных, я не знала.

Родился Петр Алексеевич Кропоткин в Москве в 1842 году. Отец -генерал майор, владелец 1200 крепостных. Мать -Екатерина Николаевна умерла, когда Пете было 3 года. Доме № 26 в Кропоткинском переулке, ( бывший Штатный переулок), где он родился и провел детские годы, сохранился до настоящего времени. С 1925 по 1939 годы в этом доме был музей П.А. Кропоткина.
В 1862 году П.А.Кропоткин окончил пажеский корпус и был произведен в офицеры. Из дворянского рода, князь, он этим титулом себя никогда не называл.  Добровольно избрал службу в Сибири в казачьих частях. Прослужил там несколько лет.  За эти годы он не только объехал всю Восточную Сибирь и Маньчжурию, но и обследовал и изучил этот район публикуя свои статьи и дневники.
За свои работы по изучению Восточной Сибири, 26- летнего П.А. Кропоткина в 1868 году  избирают членом Императорского Русского географического общества, а чуть позже он  становится секретарем отделения физической географии. А ведь туда избирали только за большой вклад в географию.
Это он предсказал существование земли Франц-Иосифа и предлагал отправить туда экспедицию.
Вот только перечень отраслей науки в которых он совершил открытия (из Википедии): история и этнография, география, лимпология, геоморфология, геология, биология, биосоциология и биоэволюция, политология, науковедение, культурология, этика.
Как пишет Генрих Грузман в своей книге "Загубленные гении России" :
"...Открытия , произведенные Кропоткиным во многих отраслях знания, как правило принадлежат к разряду шедевральных и эпохальных, и здесь налицо пародоксальная ситуация: Кропоткин не пользуется своими открытиями, т.е. не углубляет, не разрабатывает их, как положено при нормальном исследовательском процессе, а как бы отдает в безвозмездное пользование другим исследователям, не заботясь о собственном авторском праве...
В эти же годы, изучая жизнь заключенных в сибирских тюрьмах, он знакомится с революционерами. Это изменило его мировоззрение. Он становится революционером -анархистом.
В 24 года П.А.Кропоткин  оставляет военную службу и поступает в университет в Санкт-Петербурге.
Из-за опасения быть арестованным на долгие годы, он после первого ареста за свои политические взгляды ,эмигрировал. В эмиграции он прожил с 1876 по 1917 год. Последние годы жизни провел в Дмитрове. Там есть улица его имени и дом-музей.

В Дмитрове я была несколько раз, последний раз в 2006 году с экскурсией. Прочитав информацию о П.А. Кропоткине и его доме-музее, мне очень захотелось еще раз съездить в Дмитров.
Неожиданно такая возможность появилась.
Утро 19 августа 2019 года выдалось пасмурным и прохладным. От Москвы до Дмитрова   65 километров и час времени в электричке пролетел незаметно. Вот и вокзал.
Таких типовых зданий вокзалов по Савеловской ж.дороге сохранилось  мало. Первое, что я увидела войдя в вокзал - цифры 1887 год.
 Это год постройки здания, а станцию Дмитров открыли только через 13 лет - в 1900 году.
Я заранее наметила маршрут по городу.
Главная достопримечательность Дмитрова - это Кремль. От вокзала до него можно проехать одну остановку на автобусе, а еще лучше пройти по Московской улице влево пешком.
Выходим на привокзальную площадь.
На ней еще сохранилась старая водонапорная башня начала 20 века.
Через сквер выходим на Московскую улицу.
 Ну чем не московские улицы! Та же плитка, те же аккуратные скверы и светофоры. Нарядно одетые жители.

В Дмитрове по состоянию на 2018 год проживало  68666 человек.
Дмитров всего на 7 лет младше Москвы. Город согласно летописи основан Ю. Долгоруким в 1154 году. Назван в честь его сына Дмитрия.  До 18-19 веков Дмитров был в основном торговым городом. Война 1812 года Дмитров почти не затронула. Французы быстро покинули город, не нанеся ему большого урона.
По Московской улице, мимо административных зданий,
 мы быстро дошли до  Советской площади. Перед нами красивая площадь с памятником Юрию Долгорукому и фонтанами.

За ним виден один из входов в Кремль.

По данным археологии вал построен в 12-13 веках. На территории Кремля сохранились остатки булыжных мостовых.

У подножья вала , в некоторых местах, видно каменное основание.

За 13 лет, что я здесь не была , территория Кремля изменилась. Деревья выросли и вся территория стала очень зеленой и ухоженной. Всюду цветут красивые белые  цветы

и розы.
Разбит сад.

Многие здания на территории Кремля я не помнила.
Самое большое сооружение - это  Успенский собор , памятник архитектуры начала 16 века.

На территории  Кремля появилось несколько новых скульптур.

Но вот, что изменилось, так это то, что часть территории Кремля вокруг Елизаветинской (тюремной) церкви была огорожена и закрыта для свободного доступа. Жаль, ведь именно эта церковь, во время моей давней поездки, вызвала большой интерес. Она была построена в 1895 году при уездной тюрьме и поэтому ее долго называли "тюремной".
 Конечно, мне сразу захотелось подняться на вал, чтобы иметь возможность с высоты посмотреть на Кремль и площадь внизу. Земляной вал вокруг  Кремля длинной 990 метров. Он опоясывает весь Кремль. Высота вала от 7 до 9 метров.  Вход в Кремль был через несколько ворот .
 Одни из ворот -  Никольские, реконструированы.
 Рядом с воротами небольшой пруд и в нем появился фонтан.

Тропинка на вал возле этих ворот была  пологой и я решила, что этот подъем я осилю.

Как только поднялись на верх вала, начался небольшой дождь,
но к счастью, он был недолго.
 Зато с верху, я смогла полюбоваться на красивую Елизаветинскую церковь и Кремль

С вала видны все церковные купола.

Видна площадь и памятник Ю. Долгорукому,
рядом вход в валу, через который мы  входили в Кремль
и часть территории Кремля

Когда же посмотрела в другую сторону на площадь,
то была очень удивлена. Было утро понедельника. Обычный рабочий день, а на площади развернута большая красочная ярмарка

- палатки ломились от товара, много  посетителей.
 Решила, в конце прогулки обязательно  на ней побывать.
А пока нужно спуститься с вала в Кремль и выйти на Кропоткинскую улицу.

Спустились вниз. Сразу после революции, в 1918 году, в Кремле  был  организован краеведческий музей. Сейчас для музея построено отдельное красивое здание, но в эту поездку мы туда не пошли. В Кремле долго задерживаться не стали , мне хотелось быстрее попасть на Кропоткинскую улицу.
Из Кремля выли через северные ворота сразу на улицу Кропоткинская.
Это пешеходная улица Дмитрова, еще одна его достопримечательность.
Она проходит вдоль вала, но с этой стороны подъем на него более крутой,
чем тот, на который мы поднимались. После небольшого дождя тропинки стали более скользкими и мне не удалось  посмотреть на Кропоткинскую улицу с высоты вала.
С этой же стороны, у  вала
частично сохранился и ров.
Рядом небольшой парк.

Вот еще одна достопримечательность на этой улице- она славится своими скульптурами.
То там, то тут на улице можно увидеть скульптуры - это  жители  Дмитрова разных времен. Вот учительница гимназии спешит на свой урок.
Молочница разносит молоко .
У ног ее красивый кот, нос которого натерт до блеска,
 "на счастье", уже жителями  современного Дмитрова. Недалеко разговаривают купцы.
Паломник спешит в монастырь.
 Барышня  со спутником неспешно гуляют по улице.
Вот и памятник П.А. Кропоткину.
 Памятник поставили в 2004 году.
Скульптор -Александр Рукавишников.
Худенький старичок сидит на лавочке возле своего дома. Даже в глубокой старости у него сохранилась военная выправка.
 Но какое разочарование. Музей закрыт на ремонт.
 Совсем недавно  я заходила на сайт музея и никакой  информации там о ремонте  не было.

В возрасте 74 лет, после революции 1917 года, П.А. Кропоткин  вернулся в Россию. Ему предлагали квартиру в Кремле, но он наотрез отказался. В 1918 году он получил "охранное удостоверение" и поселился в Дмитрове.
Вначале 1921 года П.А.Кропоткин заболел воспалением легких. Из Москвы в Дмитров приехали лучшие врачи. Ему предлагали усиленное питание и спецпаек. П.А. Кропоткин отказался.
Умирал незаметно и "скромно", не доставляя никому лишних хлопот.
Умер он 8 февраля 1921 года. 10 февраля в Дмитров прибыл специальный траурный поезд, который  доставил гроб с телом в Москву. Прощались с П.А. Кропоткиным в Доме Союзов в течении 2 дней. Сотни делегаций, тысячи людей пришли проститься с ним. У гроба в почетном карауле стояли анархисты, в т.ч. и те, которые специально были выпущены из тюрем под честное слово. Похоронен П.А. Кропоткин на Новодевичьем кладбище.
Посмотрев на памятник и не увидев дом  в котором жил П.А.Кропоткин, с сожалением покидаю это место. Я понимаю, что прошло уже 100 лет, как П.А.Кропоткин поселился в этом доме и понятно, что он требовал ремонта.
Время приближается к обеду. На  Кропоткинской улице есть несколько ресторанов,

но терять много времени на ожидание заказа не хотелось и мы пошли в небольшое кафе -пекарню. Уютное кафе, вкусный кофе и выпечка подкрепили наши силы,
  а прекрасный вид с террасы воодушевил на продолжение прогулки.

P.S. Найти интересную книгу про П.А.Кропоткина, я пока не смогла. Все книги рассказывают только об одной стороне его жизни - политической. Как пишет в своей книге Г.Грозман:
..."О таких личностях, как князь П.А.Кропоткин, невозможно писать биографии, поскольку все основные события и явления жизни князя не просто аномальны, а сверхненормальны и поражают своей исключительностью и отклонением от общепринятых стандартов"....
Видно мало знали о П.А.Кропоткине и те, кто принимал решение о переименовании Кропоткинской  улицы в Москве, на улицу  Пречистенка. Хорошо,что сохранились названия метро  и переулка.