суббота, 10 августа 2019 г.

Пазл - "Жизнь, способ употребления."

Часто, я сама не знаю, о чем буду рассказывать в следующем сообщении. Темы возникают неожиданно.
Так случилось и на  этот раз.
Позвонила моя знакомая и спросил: "Что такое пазлы? Политический обозреватель сказал, что пазл не сложился." Я ей объяснила, что пазл - это множество маленьких деталей из которых складывают что-то  целое. Есть даже , роман , где герой  занимался  изготовлением пазлов.-"Жизнь, способ употребления".
Рассказала и забыла об этом.
И вот, как-то зайдя в магазин, я увидела коробку. На ней написано "Пазл 500".
 На коробке написано- для лиц от 12 до 99 лет, по возрасту я подхожу. Цена смешная- около 200 рублей.
Я купила коробку с видом Лондона  и принесла домой.
На несколько вечеров я забыла про компьютер, про книги, каждую свободную минуту мне хотелось найти еще несколько деталей, что бы добавить их в панно.Постепенно начал вырисовываться  пейзаж.
Невольно мне захотелось снова заглянуть в этот роман. Книгу я прочитала несколько лет назад и она произвела на меня большое впечатление.
Есть литературные произведения , аналогов которым в литературе нет. Вот например огромный роман Дж.Джойса "Улис", где описываются события одного дня. Или пьеса "Наш городок", автор Уайлдер Торнтон, где режиссер на сцене ставит жизнь маленького городка и т.д.
Вот и роман Жоржа Перека "Жизнь способ употребления", в списке необычных литературных произведений,  встал бы на первое место.
Жорж Перек родился в 1936 году в семье польских евреев, незадолго до этого переехавших во Францию. В шесть лет остается сиротой.
Очень рано понимает, что его путь -это литература, что это "единственное средство примириться с самим собой и миром, быть счастливым, да и просто жить."
Роман "Жизнь, способ употребления." Жорж Перек написал в 1978 году.
Книга -игра, книга -головоломка, книга -лабиринт, книга-прогулка, которая может оказаться незабываем путешествием вокруг света и глубоким погружением в себя.
Книга "Жизнь, способ употребления." - это роман или "романы" одновременно.
В романе подробно и методично описывается полувековая жизнь вымышленного дома в Париже, жизнь обитателей и предметов, а также прямо или косвенно связанные с ними истории, охватывающие самые разные страны и эпохи.
"Я представляю себе парижский дом, у которого снята фасадная стена... таким образом, что с первого до последнего этажа все фасадные помещения были бы видны сразу и одновременно"...
И вот мгновение остановилось: вещи и предметы замирают  и они становятся источником описания.

Радикальный эксперимент Ж .Перека предлагает не просто необычный, новаторский роман, а новый подход к написанию романов вообще. Все здание раскладывается на 100 помещений, по одному на каждую главу, а переход между ними происходит "ходом шахматного коня".
Если внимательно вчитываться, то вся книга может оказаться лукавой игрой в загадки и отгадки.

Главный герой, богатый  англичанин  Бартлбут - изготовитель пазлов, 
задумывает грандиозный проект всей своей жизни.  В течении 10 лет он берет ежедневные уроки акварели, затем со своим секретарем отправляется в путешествие , которое продлиться 20 лет, в строгом соответствии с  установленным графиком ( по 2 недели на каждую остановку), рисует 500 морских пейзажей. Акварели регулярно отправляются в Париж, где специально нанятый мастер изготавливает по ним пазлы... (Что из этого вышло, можно узнать прочитав этот роман.)
Роман охватывает период с 1833 до 1975 года.  В книге рассказаны 100 историй, описаны сотни персонажей и тысячи предметов, приведены тысячи имен.Так или иначе многие персонажи романа и вещи связаны с главным героем- Бартлбутом
Перед нами предстает безжалостный отчет об упущенных возможностях, утраченных иллюзиях и разбитых судьбах...
Лишь на первый взгляд искусство пазла кажется искусcтвом недалеким, искусством неглубоким, целиком умещающимся в узкие рамки рассматривания предмета. 
Пазл -это настоящая система, т.е. некая форма, некая структура: элемент не предшествует системе, не опережает ее ни по своей очевидности, ни по своему старшинству; не элементы определяют систему, а система определяет элементы.

Отдельная деталь пазла не значит ничего, можно три дня рассматривать ее и не продвинуться на шаг.
За долю секунды чудесного озарения- деталь удается приставить к одной из ближайших соседок
и она тут же исчезает, перестает и становится элементом целого, который в свою очередь становится источником новых заблуждений и сомнений и так до окончания сборки всего пазла. 
 Puzzle- английское слово -загадка, удачно передает смысл этому занятию.

Сейчас пазлы изготавливаются из картона на станке по определенному шаблону.
 На крышке коробки размещена картинка , которую нужно собрать.
 Такие пазлы истинный любитель отвергает не потому, что они коронные , а не деревянные, не потому, что на крышке изображена картинка, но потому, что такой способ дробления уничтожает специфичность самого пазла. Не так важно, какой сюжет на картинке пазла, важен только непредсказуемый разрез картинки мастером, какие загадки и трудности он заложит в разные пазлы.
Истинное искусство пазла начиналось с деревянных головоломок, изготавливаемых в ручную; и тот кто их вырезает придумывает задачи, разрешить которые предстоит тому, кто будет эти головоломки собирать.
Но деревянных пазлов я не встречала.
Так как я часто живу в двух местах, то мне захотелось, что бы на  каждой  квартире была своя коробка пазлов. Оказалось, что собирать пазлы- это очень увлекательное занятие. Поэтому я купила себе еще одну коробку с пазлами "Замки Европы" и начала ее собирать.
Это занятие очень затягивает и отвлекает от других дел, я стараюсь себя по времени ограничивать. 
P.S.
Так благодаря случайному вопросу, я  познакомилась искусством сбора пазлов, снова, с удовольствием, перечитала любимые места из романа Ж.Перека "Жизнь, способ употребления".
Вот как  написал переводчик романа В.Кислов  в своем послесловии, что роман Жоржа Перека "Жизнь, способ употребления" является не просто частью огромного пазла всемирной библиотеки, а одной из ее главных деталей."
(Август 2019 года.)

Примечание: В сообщении использованы материалы из предисловия и послесловия к роману Ж.Перека "Жизнь, способ употребления."










Комментариев нет:

Отправить комментарий