понедельник, 8 июля 2019 г.

Русская фарфоровая скульптура.(Выставка.)

В один из жарких дней июня я поехала в "Исторический музей" на выставку  "Русская фарфоровая скульптура конца 18-начала 20 веков". Посетить ее я решила давно.
В моем доме есть вещи, которые убраны далеко и не используются. Выбросить жаль, а время ,когда они имели свою ценность, прошло. Так у меня на дальней полке не один десяток лет храниться фарфоровая статуэтка. Её подарили моей маме коллеги по работе, когда я пошла в первый класс. Я достала ее из шкафа, хорошенько вымыла и сфотографировала.
Многие годы  она украшала интерьер моей комнаты, напоминая про  школьные годы.
А этот  "Олимпийский мишка",так и стоит на книжных полках. Муж подарил мне ее, когда работал в 1980 году на Московской олимпиаде.
 Слоники, бюсты писателей и композиторов, скульптуры балерин и т.п. были в каждом доме. Но прошло время и эти предметы исчезли. А тут такая возможность увидеть интересные образцы русских фарфоровых скульптур.
Выставка посвящена 200-летию журнала  "Волшебный фонарь" и одноименной серии  фарфоровых скульптур завода Гарднера (пос.Вербилки.)
 Журнал издавался в Санкт-Петербурге небольшим тиражом 1817-1818 годах и является библиографической редкостью. Было выпущено всего 12 номеров.  Этот журнал служит ценным источником информации о нравах простого народа Пушкинских времен. Картинки  из этого журнала  вдохновили мастеров завода Гарднера на создание серии скульптур ,которая называлась также -"Волшебный фонарь".
За стеклянными стендами на полках расположены около 200 скульптур.
Поражало количество заводов выпускающих фарфор. Я смогла  вспомнить только 3-4 завода существовавших  в Советское время- в Ленинграде, в Вербилках, Конаково, в поселке Гжель
А на выставке представлены изделия Императорского фарфорового завода, завода Гарднера (в Вербилках), завод Попова, завод Кузнецова, завода братьев Новых, заводы Гжель,заводы Назарова ,Гужева, Иконникова, Масленникова и др.
Почти над каждым предметом  дается изображение картинки  по  которой оно изготавливалась.
Использовались для этого разные издания выпускаемые в России и за границей:
"Описание всех в Российском государстве обитающих народов", СПб. 1776-1777г.,
"Типы разнощиков", СПб.1840г.,
"Живописное изображение нравов, обычаев и увесилений Русских", гравюры выпущены в Лондоне в 1803-1804 годах и мн.др.






На императорском фарфоровом заводе была изготовлена скульптура "Водоноска". Позднее Гарднер приобрел право на ее повторение. Эта скульптура стала символом русского фарфора.

Сначала скульптуры представителей простого народа были идеализированы.





Шло время, менялись скульптуры. Постепенно они становились более натуралистическими, сатирическими с элементами обличения. Завод Гарднера наладил их массовое производство.
Скульптуры стали выпускаться сериями. Вот одна  из серий - "Пьяницы".


Интересно было наблюдать, как с течением времени менялся стиль скульптур. Появился неглазурованный фарфор , более  соответствующий правде жизни простого народа - "бисквит".

Чем дольше я ходила по выставке, тем сильнее было ощущение, что стрелки часов повернули назад. В каждой витрине были представлены увеличенные лица персонажей живших  в России в старые времена.
На каждом лице печать времени, неоспоримый признак их подлинности.


Но особенно прославились скульптуры серии "Народы России". Первая такая серия была выпущена в 1862 году. За образец были взяты рисунки из атласа "Народы России" выпущенного в СПб. в 1862 году. На каждой скульптуре подписано название народности.





Вторая серия была выпущена в 1907 году по заказу Николая II. В торжественном безмолвии застыли скульптуры высотой около 40 см. Эти скульптуры не подписаны.
Я подумала, многие ли  из нас, могут определить к какой национальности относится та или другая скульптура, не читая пояснение.



На этой серии я закончила осмотр выставки.
 Шла я на  на выставку с сомнением, слишком далекими от современного темпа  жизни были фарфоровые скульптуры или как бы сказали в Советское время -статуэтки. А уходила с сожалением, что большинство фарфоровых заводов проработавших 200 лет, закрылись в 1920 годах. Завод Гарднера существует в поселке Вербилки по Савеловской ж.дороге до настоящего времени, но  находится на грани закрытия. Очень жаль, что при нем  нет музея, который бы рассказывал о более чем 200 летней его истории.

P.S. Большую часть жизни я прожила при Советском Союзе. Наверное поэтому у меня ностальгия по многонациональной стране. Была почти во всех Союзных Республиках . Только в Азербайджан и Таджикистан  мне не удалось съездить. Из каждой поездки я привозила сувениры на память :
вот светильник из Узбекистана, 
сувениры из Карелии и Грузии,
из Армении и Украины.
И эту статуэтку я не стала убирать в шкаф. Пусть она мне тоже напоминают про ушедшее Советское  время. 
(20 июня 2019 года.)

Комментариев нет:

Отправить комментарий