суббота, 19 января 2019 г.

Русский Север! (выставка)

Если почитать мой блог за последние годы, то может сложиться впечатление, что я любитель заграничного пляжного отдыха. Но так было не всегда.
Начала я активно путешествовать еще при СССР, сразу после окончания института. Я рассуждала так:" Зачем ехать за рубеж, когда  не видела своей страны." Украина, Грузия, Молдавия, Казахстан, Киргизия, Армения, Эстония, Литва, Латвия, Узбекистан - вот только некоторые направления моих поездок. 
Но вот как-то летом, я отправилась в Архангельск, далее на Соловецкие острова и заканчивала поездку, переплыв Белое море, в Петрозаводске. Вот с этого времени я про Юг забыла. Все мои мысли и поездки были  заняты только Русским Севером: совершила лодочный поход по каналам Соловецкого острова, 7- дневный лыжный поход по Карельскому полуострову, на теплоходе плавала из Москвы, через Валаам, Кижи  до Соловецких островов. Я не жалею о распаде СССР. Каждое время имеет свои минусы и плюсы, но такой возможности путешествовать по стране  сейчас нет.
И тут я узнала , что в Историческом музее проходит выставка "Русский Север" и мне очень захотелось ее увидеть. 
Первая рабочая неделя. С улиц еще не убраны елки, но новогодние конструкции стали разбирать.

 Музей рядом с метро "Площадь Революции".
Вот и афиша выставки.
Выставка начинает работать с 10 часов утра. Я  пришла к 11 часам, посетителей всего двое. Вот  почему  мне  нравится ходить в музеи на выставки  в будние дни.
Фотографировать можно бесплатно, что то же большой плюс.
На стене большая карта Русского Севера.
Во многих  городах я была- Архангельск, Кемь, Холмогоры, Вологда. Красными точками отмечены города из которых на выставке представлены экспонаты. Каждый город , это свой народный промысел .
Представлены экспонаты с 16 по 19 века. Повседневные предметы крестьянского быта.
Я с удовольствием разглядывала праздничные одежды. Хотя эти предметы  19 века, но исторически сложилось так, что только на Русском Севере долгое время сохранялся и бытовал костюм допетровской эпохи.






Сама в детстве занималась вышиванием. Поэтому могу представить, какой это большой труд такими сложными узорами вышить эти костюмы. Фантазия мастериц безгранична.
Вот еще  образец вышивки.

 Самая драгоценная, бережно хранимая часть костюма - головные уборы. Они украшались речным жемчугом, сеченным перламутром, бисером, шитьем, вставками из драгоценных камней и цветным стеклом.


Холмогоры славились резьбой по кости. 

Центром северной черни, и художественных изделий из металла  - был Великий Устюг.
Изображения географических карт, видов северных городов помещались на серебряные табакерки , коробочки.
Очень красивы эти изделия.

Северный край всегда был  знаменит искусством резьбы и росписи по дереву. Посуда, мебель, бытовые предметы и даже дома украшались сказочными цветами, изображениями коней и птиц, жанровыми композициями. На двух картинках показаны интерьеры крестьянского дома,

а рядом образцы предметов. Расписная створка двери.
Еще одна дверь. Внешняя сторона двери покрыта красивой резьбой.
 А на внутренней стороне красивый рисунок. И чтобы его можно было рассмотреть, за дверью помещено зеркало.
Рядом модель северного крестьянского дома из Архангельской области построенного в 1880 году.
 Над ним резные деревянные украшения дома.
Различные предметы домашней утвари - демонстрируют многообразие художественных  приемов обработки дерева.
Вот прялка. Раньше она  была в каждом крестьянском доме, а теперь редко кто представляет себе как ей можно было пользоваться. Это настоящее произведение искусства . Каких только на ней узоров нет. 



А такой предмет как Светец я видела впервые. Как я поняла, это подставка под лучины.
Многообразие деревянной  посуды поражает.
Солоницы,

ковши,
шайки.


Хожу по выставке , а чего-то мне не хватает. Вроде все это интересно, знакомо, а Русского Севера не чувствуется. Бывая много раз на Севере, мне очень не доставало самой атмосферы Севера в оформлении выставки, тем более современные технологии это позволяют сделать. Мне не хватало широких северных просторов, Белого моря , Северной Двины,  зеленых лесов, деревянных церквей и северных деревень.
Несколько открыток- писем размером 10х15 см. по рисункам И.Билибина почти не заметны. Это работы 1902 года, когда И.Билибин был в экспедиции по Русскому Северу. Я еще видела эти замечательные деревянные памятники, но с каждым годом их становится все меньше.





Немного восполняют этот пробел в оформлении выставки два небольших экрана. Что показывали на одном, я не поняла. А вот на другом экране я посмотрела небольшой фильм про волонтеров, работающих на реставрации деревянных храмов.








Искусство Русского Севера существовало и развивалось в тесной связи с церковной культурой. Два больших зала на выставке были отведены под этот раздел.

Иконы, церковные предметы, деревянные скульптуры, дорожные иконы и складни и т.п.
Я далека от этой темы, но и меня не оставили равнодушной эти произведения искусства.






Но вот что на выставке уникально, это экспонаты старинных книг . Книги представлены не только в основной экспозиции этой выставки, 
но им отведен и отдельный зал.
 Это подлинные шедевры 17-18 веков. Книги очень разные по оформлению и по размерам.



Эта книга очень маленького размера (чуть больше 10 см.), хотя на фотографии этого не чувствуется,
а есть книги с большим количеством листов.

Для книг  делались даже специальные замки.

Рядом с чернильницами лежит еще один предмет,
это перница для хранения гусиных перьев.
На  стене можно было увидеть династические  деревья
  или дерево с полезными наставлениями.
 Вот  и подошел к концу осмотр выставки. Выставка оставила у меня двоякое впечатление. Идя на выставку с таким громким названием "Русский Север", мне очень хотелось его увидеть. Этого не произошло. Сейчас, когда я рассказывала про эту выставку и подбирала  фотографии предметов с Русского Севера, мне она дома  показалась  даже интереснее чем в музее.
16 января 2019 года.

Комментариев нет:

Отправить комментарий