Осмотрев две выставки в Музее Востока- искусство Кореи и Китая ( о них я уже рассказала),я перешла в соседний зал. Здесь разместилась еще одна выставка -"От Вавилона до Багдада. Современная живопись Ирака."
Мне нравится посещать такие выставки, которые долго еще дают пищу для размышлений, для поиска новой информации. Так получилось и с этой выставкой.
Сейчас Ирак скорее ассоциируется с военными действиями и на дальний план отошло то, что это государство с многовековой историей и богатым культурным наследием. Несмотря на трудные времена культурное развитие страны продолжается.
Выставка была открыта в одних из самых красивых залах музея.
Залы украшали колонны.
На потолке красивые люстры.
Сохранились красивая лепка и роспись на потолках.
В исламских культурах существует запрет на изображения людей. Поэтому современные художники много работают в стиле абстракционизма, символизма, сюрреализма и т.д.
Это было видно и на выставке. Много работ представленных на выставке были выполнено именно в этой манере и не совсем были мне понятны.
На выставке были представлены работы выпускников Багдадской Академии изящных искусств. На отдельной стене были размещены их портреты. Вот одна из участниц этой выставки.
Многие учились в Советском Союзе, России, Италии, Франции, Испании и др. странах. Некоторые получили международное признание. Работы этих художников были светскими. На картинах - сюжеты с людьми. Среди этих работ, мне особенно понравилась эта работа -"Рыбалка на реке Тигр" 2002г. художник Зийяд Аль-Машхадани. Какой прозрачный воздух и как интересна манера письма.
Вот эта работа тоже мне запомнилась. Художник Али Мунима - "Медянщик. Медный рынок в Багдаде." 2014г.
Какой это был интересный и красивый фильм и стоит только пожалеть всех нас , что мы уже лишены возможности увидеть Багдад во всей его красоте.
Было представлено несколько портретов.
Вот портрет написанный в 2006 году- "Восточный мудрец".
Виды городов и архитектурных памятников, многие из которых возможно погибли.
Только недавно я рассматривала картину П.Брейгеля "Вавилонская башня",
а по ТВ посмотрела фильм посвященный поиску места, где Вавилонская башня возможно была построена. На выставке я увидела картину "Минарет в Самарре".
Авторы фильма долго рассуждали на тему - может это и есть Вавилонская башня?
Интересно было найти на современной карте Ирака - город Вавилон.
Несмотря на разные живописные манеры авторов, вся выставка пронизана чувством искренней любви к своим корням, историческим и культурным традициям.
Очень хочется верить что наступит время, когда этот регион наконец-то обретет мирное небо. Когда в прошлое уйдет весь ужас в который сейчас погрузились страны Ближнего Востока.
Было очень удивительно прочитать стихотворение Ас-Санаубари, написанное в 9 веке н.э о разных направлениях в Исламе существовавших уже в те давние времена.
Плачь , ислам! Нечестивы твои богословы.
Извращают основы твои , блудословы
Несогласных клянут и поносят они.
Свою ложь до небес превозносят они
На кого нам надеяться ныне, скажи?
Как нам веру очистить от злобы и лжи?
"Сборник классической поэзии Ирака с 6-16 век." я скачала уже после посещения этой выставки.
Литературу Ирака отличает то, что главным жанром для писателей является поэзия. Она считается самой народной литературой. В то время как в Европе и Америке, да и в большинстве стран Азии она расценивается как нечто, доступное пониманию меньшинства.
Сначала эти стихи было трудно читать, т.к. они сильно отличались от поэзии Китая, Кореи, Японии, которые я читала ранее. Если , например, в Японской поэзии Мацуо Басё довел смысл стихотворения до 3 строк,
Для чайных кустов
Сборщица листа - словно
Ветер осени.
то в поэзии Ирака стихотворения очень длинные. В первые века н.э. стихотворения в основном посвящены сражениям и победам над врагами.
Слепят воспоминанья, как песок,
Болят глаза, струится слез поток,
Мне кажется, что ночь века продлиться
И что лучи не озарят восток....
...Уж лучше б я погиб, а ты бы в битву
Повел дружину, обнажив клинок...
(5-7 век н.э.)
Интересны философские рассуждения.
Ночь в траурном плаще, настигшая меня,
По красоте своей равна рассвету дня.
Пока вы рыщете по тропам вожделенья,
Полярная звезда стоит в недоуменье.
Воздать бы Вам хвалу минувшим временам,
Но времена свои хулить отрадней нам....
(5-7 век н.э.)
Темой поэтов 8-9 веков н.э. стала любовная лирика.
"Если б ты захотел, то забыл
бы ее"- мне сказали.
"Ваша правда, но я не хочу,-
я ответил в печали,-
Да и как мне хотеть, если
сердце мучительно бьется,
А привязано к ней, как ведерко
к веревке колодца.
Пески, верблюды, звезда -это фон на котором разворачивается сюжет. Иногда трудно уловить содержание т.к. мысль поэта перескакивает с одного события на другое.Очень редко можно было встретить в стихах описание природы.
Не будет рад весне светло и безмятежно
Тот, кто осенний день описывает нежно,
Когда спешит зима и нет уже секрета,
Что нам несет она разлуку с теплым летом.
Она спешит в плаще непрочного мгновенья,
В рубашке из ветров нагих, как сновиденья.
И вот уже вода от страха чуть не стонет,
Когда ее рукой холодный ветер тронет.
(5-7 век н.э.)
На втором месте стоит драматургия. В Иракских театрах ставятся пьесы как классические, таксовременные.
На ровне с писателями, творят и композиторы. Здесь стараются возродить народную музыку , используя такие инструменты как -канун (цитра) и удд (лютня).
Вот так у меня получилось -шла на одну выставку -искусство Кореи, а посмотрела еще две -Китай и Ирак и очень осталась этим довольна. Почти месяц после посещения музея Востока, я наслаждалась чтением стихотворений поэтов Кореи, Китая и Ирака.
Комментариев нет:
Отправить комментарий