воскресенье, 5 марта 2017 г.

Неожиданное воспоминание - Валерия Цветаева и Александр Морозов.

Зима подходит к концу. Наступил многодневный  праздник 23 февраля 2017 г. В один из праздничных дней (26/2-2017г.) я решила посетить выставку в Школе акварели С.Андрияки. Там коллекционер Егоров А.Г. выставлял одну из своих коллекций - акварели и графику Тамары Кафенгауз (1893-1969г.) "Зовет меня простор зеленоглазый".Фотографировать на выставке нельзя.
Пейзажи мне не очень понравились. Видно я не была готова ко встрече со школой "примитивизма", но графика, иллюстрации к литературным произведениям показались очень интересными.
Вышла с выставки, а на улице чувствуется наступление весны и я решила немного прогуляться по Старой Басманной улице. Я давно собиралась сделать там несколько снимков "доходных домов" и еще раз полюбоваться моими любимыми домами на этой улице. Солнце как раз освещало нечетную сторону улицы. 
Словари трактуют  понятие  "доходный дом " как многоквартирный жилой дом, построенный для сдачи квартир в наем. Домовладелец обычно застраивал свой участок по периметру, оставляя внутри двор колодец.Чем больше дом, тем дешевле там были квартиры. Площади дома сдавались также  магазинам, складам, конторам.  Бум этого строительства в России пришелся на начало 20 века, особенно на 1912 год. В России к началу 20 века в "доходных домах" в крупных городах проживало до 80% населения. 
Чтобы привлечь внимание к своему дому, фасады домов красиво украшались. В Москве сохранилось очень много домов этого периода и они являются  украшением города. Вот несколько фотографий я и решила сделать.
Дом № 13 на Старой Басманной улице -это доходный дом А.П. Половинкана, построен в 1908 году. Над входом в дом и на верху, дом украшен одинаковым барельефом.
 Барельеф над входом почти не заметен из-за большого металлического козырька над подъездом, зато на верху дома барельеф  был хорошо  освещен солнцем.
Балкон дома № 5 я фотографировала уже из окна автобуса -это доходный дом Н.Козлова, построенный в 1907 году.
Но самый любимый дом на Старой Басманной - это дом № 19.
 Как только я бываю на этой улице обязательно останавливаюсь, что бы его еще раз рассмотреть. Дом построен в 1902 году для купца 1 гильдии Кузнецова. Дом украшен изображениями львиных масок и женских головок. Автором проекта стал гражданский инженер Петр Карлович Микини. Могу снова и снова его рассматривать.





 Этот снимок я сделала из окна автобуса, когда возвращалась домой. Рассматривая дом с противоположной стороны улицы, я это узкое окно не заметила.
До революции здесь была гимназия для девушек под руководством Е.Б. Гронковской. Одной из преподавательниц в гимназии была старшая сестра Марины Цветаевой -Валерия. Вот этот новый факт из истории этого дома неожиданно воскресил у меня в памяти забытые события.
У основателя Музея изобразительных искусств   Ивана Владимировича Цветаева (1847-1913г.) было 3 дочери.
Все знают Марину Цветаеву (1892-1941г.). Известна ее сестра Анастасия Цветаева (1894-1993г.). Как она говорила: "Марина была гениальна, а я талантлива" и это так. Она прожила почти до ста лет. Многие годы  была в тюрьме, а потом сослана в Сибирь на вечное поселение. Написала об этом периоде жизни очень интересный роман  "Amоr". До глубокой старости писала воспоминания и стихи. Вот строки из ее стихотворения к 80-летию:" Мне восемьдесят лет, еще легка походка....". А вот про старшую дочь И.В. Цветаева, сводную сестру Марины-Валерию Цветаеву (1883-1966г.) вспоминают очень редко.
И вот, придя домой и рассматривая фотографию дома, где работала преподавателем Валерия Цветаева, я неожиданно для себя вспомнила.
Это было лет 10 назад. Отдыхая в санатории в Костромской обл. я поехала на экскурсию в город Кострома. После поездки по городу, нас привезли в областной краеведческий музей. В одном из  залов музея была выставка картин неизвестного мне художника Александра  Ивановича Морозова из Ивановского областного художественного музея. Картины была очень большими и  как-бы сливались в единое целое. Экскурсовод музея рассказала: "Обычно на таких выставках долго подбирают- как лучше развесить картины для экспозиции. В этом случае все было просто- как ни поставишь рядом две любые картины- они хорошо дополняют друг друга." В киоске музея я спросила:" нет ли у них буклета про эту выставку?". Продавец подала мне небольшую книжечку "А.Морозов. Воспоминания." Иваново 2006 год. До сих пор эта одна из любимых моих книг.
Вот из этой книги я и узнала про долгую дружбу Александра Иван. Морозова с Валерией Цветаевой.
Все необычно в этой истории. Судьба художника, его знакомство с В.Цветаевой и их переписка до последних дней В.Цветаевой.
Александр Морозов прожил долгую жизнь (1902-1997г.)
За свою творческую жизнь создал свыше 1500 произведений. Эта богатейшая коллекция и его архив по его завещанию были переданы в Ивановский областной художественный музей. Его творчество признано и достойно оценено:звание Заслуженного художника РСФСР (1969г.) Государственная премия им.Репина (1979г.), звание Народного художника России (1992г.). В 2001 году в Иваново был открыт его музей.
Разбирая архив художника, сотрудники музея нашли много листков с обрывками воспоминаний художника и его переписку с Валерией Ивановной Цветаевой. Все было систематизировано и этот материал лег в основу этой книги. Этот уникальный материал пополняет арсенал научных сведений о семье Цветаевых.
Пересказывать содержание книги бессмысленно.Но некоторые факты из этой книги мне бы хотелось здесь привести.
А.Морозов родился в 1902г.  в самой бедной семье в деревне Вотола, в 12 км от Иваново-Воскресенска. В семье 6 детей. За два километра ходит в школу, но учиться не любит , нравится только рисовать  и даже молил бога "сделать его художником". После смерти отца семья переехала в Иваново, а детей отдали в приют для бедных (филиал училища барона Штиглица.). Приют содержал фабрикант Горелин. Обращает внимание на то, каким предметам там обучали детей с 6 лет: переплетению книг, сапожному делу, пению, рисованию, хореографии и театральному искусству. На способного мальчика обратили внимание и отправили в рисовальную школу.
В 1922 году он переезжает на учебу в Москву , что бы учиться живописи. Отсутствие дома, голод, когда единственной едой был холодец из клея, ночевки в поездах, в церкви зимой в холодном помещении , общежития с комнатой на  25 человек- ничто не заставило его свернуть с намеченного пути и вернуться в Иваново, эвакуация в Среднюю Азию во время войны в 1941 году.
И все же жизнь его можно назвать счастливой из-за встреч с прекрасными людьми, которые повлияли на его судьбу.
Вот одним из таких людей была Валерия Цветаева.
Шел 1922 год. А.И. Морозов вспоминает:  "Ходил как-то по улицам. Тоска какая-то. В общежитии драки, а я как-то сам по себе.В здании Рабфака, где я учился, смотрю в окнах свет  и музыка хорошо играет. Посмотрел в окна -девушки по особому танцуют. Набрался смелости, зашел: "А можно и мне? Или это только для девушек?" Руководительница, женщина средних лет, в черном платье, улыбнулась: "Можно, только проверить на гибкость надо" и  Морозов в 20 лет стал заниматься в студии Валерии Цветаевой "Искусство движения". Через какое-то время он , благодаря своим способностям стал одним из лучших учеников.
Так судьба свела А.И. Морозова с человеком, который поддерживал, одобрял его начинания, творческие поиски, помогал ему долгие годы жизни в столице.
Однажды секретарь комсомольской ячейки сказал: "Если ты не бросишь заниматься балетом, вылетишь туда, откуда приехал. Это искусство буржуазное. У нас девушки занимаются на брусьях и кольцах". Жаловался на Цветаеву, ее считал буржуйкой.
Когда в 1923 году студию закрыли,  Валерия Ивановна занималась с учениками у себя дома. На лето вывозила в Тарусу, где была у нее дача.
 А.И.Морозов вернулся в Москву  после войны, а Валерия Ивановна  чаще жила в Тарусе, так началась их многолетняя переписка.
Меня удивляет жизнелюбие этих людей. Обладая хорошим чувством юмора А.Морозов любил выступать на капустниках. Сам сшил себе балетную пачку, а пуанты и трико подарили ему артисты Большого театра. В 30 годы сам овладел игрой на балалайке и гитаре, знал около 70 произведений, с удовольствием играл  классику. Дома , на Масловке в Москве, устроил зимний сад. Постоянно подбирал беспризорных животных. В разное время у него жили лисица, курица, ворона, коты и т.д.
Занятия балетом очень повлияли на его живопись:"Прохожу мимо деревьев, а их ветки под музыку разговаривают между собой". Один искусствовед назвал серию графики 1950-1960 годов, посвященную деревьям Масловки,  "Танцующие деревья".
Валерия Ивановна. была очень талантливой. Хорошо пела, играла на рояле, рисовала. И вот в старости, на 60 году жизни, она решила снова начать заниматься рисованием. Стала брать уроки. Но была настолько корректной, что за помощью к Александру Морозову она обратилась только через несколько лет. И вот теперь они поменялись местами. А.Морозов стал учить Валерию Ивановну живописи. Как она вспоминала:"Глаз видит, а руки не слушаются".
Переписка продолжалась до самых последних дней Валерии Ивановны.
Готовя это сообщение в интернете нашла прекрасный сайт- "Масловка,  виртуальный музей художников". Там собран интересный материал про А.И.Морозова.
А у меня появилась мечта, летом съездить в Иваново и побывать в его музее.
Вот такие воспоминания были вызваны моей прогулкой по Старой Басманной и домом №19 .
P.S.Да , совсем забыла сказать, что второй мой любимый объект на Старой Басманной улице - это усадьба Муравьева-Апостола,
но об этом мой следующий рассказ.

1 комментарий: