вторник, 9 мая 2023 г.

Русское зарубежье. (Выставки.)

Когда хочется новых впечатлений, а времени  мало,  я еду на выставки в "Дом русского зарубежья"(ДРЗ).

Так получилось у меня и в апреле 2023 года. В ДРЗ проходила выставка Е.Е.Климова (1901- 1990) -"Откуда есть пошла Русская земля". На выставке представлено художественное наследие художника из архива ДРЗ и Псковского художественного музея. Среди работ много графики.

 Графика мой любимый вид изобразительного искусства. Особенно люблю черно-белые рисунки карандашом, пером, углем и т.п. 

1 выставка.

Про этого художника я ничего раньше не знала. Увидела его работы только на выставке.

Климов Евгений Евгеньевич родился в 1901 году недалеко от Риги,  в интеллигентной семье. Мать- учительница, отец- юрист. Детские годы провел сначала в Варшаве, потом в Санкт-Петербурге и в Новочеркасске.

Живописи учился в Рижской академии художеств и в 1929 году заканчивает ее. После окончания академии до 1944 года занимался преподавательской деятельностью в  Риге.

В период обучения и после увлекается Древней Русью и иконописью. В 1928 году совершает большое путешествие по русским городам.  Особенно большое впечатление произвел на него город Псков. Рисунки на тему Пскова стали одной из основных тем в его творчестве.




Интересна история мозаичного панно "Святая Троица".
В 1942 году художник снова побывал в Пскове. На храме Св.Троицы на стене увидел нишу. Сделал замеры и задумал по этим размерам сделать мозаику Св.Троицы А.Рублева. Работал над этой мозаикой уже в Риге.

Готовую мозаику из Риги отправил в Псков.
40 лет художник  ничего не знал о судьбе мозаики. Только в 2003 году родственники художника в Канаде  узнали, что работа Климова Е.Е. цела и находится в этой церкви внутри храма, а не снаружи, как предполагал художник.  
Кроме этой работы на выставке было несколько эскизов других мозаик.



Графика  и мозаичные работы художника привлекли  к нему внимание Рижского художественного музея. Сначала Климов Е.Е.  работает зам.отдела русского искусства и занимается реставрацией. Потом становится заместителем директора музея.

После войны художник  получает приглашение на работу в Прагу. Благодаря его деятельности было спасено много произведений искусства Чешского града.

В 1949 году художник вместе с семьей переезжает в Канаду, где и живет до конца своих дней. Погиб художник в автокатастрофе в 1990 году, немного не дожив до 90 лет.

Связь с Россией родственники художника не потеряли. В 1989 году часть архива и творческого наследия художника родственники художника передали в Дом русского зарубежья и в Псковский музей.

На выставке кроме фильма про Псков ,  были показаны архивные материалы.

Обычно к архивным материалам я отношусь немного равнодушно. Читать пожелтевшие страницы с неразборчивым почерком трудно. Но здесь ,эта часть выставки, была настолько хорошо представлена, что я все материалы с большим интересом прочитала и просмотрела.

Вот художник совсем молодой. Ему 24 года (1925).

Показан его ящик с красками.
А на этой семейной фотографии его сыновья уже старше художника в молодости.
Он переписывался со многими русскими художниками . Я познакомилась с отрывками из писем  Зинаиды Серебряковой(1884-1967), с родственниками  А.Н.Бенуа,  

Выставка мне понравилась, черно- белая графика прекрасна. Какой точный рисунок. А эскизы мозаик я увидела впервые. Не знала, что для мозаик  каждая плиточка прорисовывается  уже на эскизе.

2 выставка.

На втором этаже была еще одна выставка, которую я хотела давно посмотреть и была рада, что она еще не закрылась. Вход  на выставку фотографа из Киргизии  свободный. 

В молодости я была в Киргизии. Проехала весь северный берег Иссык-Куля до Пржевальска. Поднималась в горы за эдельвейсами.  Была во Фрунзе. Хотелось все это освежить в памяти.

Но если честно, выставка меня немного разочаровала. Громкое название-"Страна небесных гор". Профессиональный фотограф. Но интересных для меня работ было мало.

Запомнились фотографии в национальных костюмах.



Мальчика на рынке.

Большое панно маков повешено криво.


Фотография "Поле тюльпанов" очень темная.Да и мне не очень нравится делать фото с фотографий.
Много лет к меня дома хранились засушенные эдельвейсы из Киргизии. Подъем за эдельвейсами на высоту 1600 метров в горы, мне запомнился на всю жизнь.
На выставке  была только одна фотография с эдельвейсами.
Пржевальск- удивительный, неповторимый  город. На выставке было фото только  памятника Николаю Михайловичу Пржевальскому (1839-1888)-Русскому путешественнику.

Может быть я и не права в своей оценке этой выставки. Возможно просто много от этой выставки ожидала. 

3 выставка.

А вот на третью выставку, я попала случайно. В кассе меня спросили:" не хочу ли я посетить еще выставку Кружева. Вход бесплатный, Нужен только билет". Я с радостью согласилась.

Выставка называлась "Заграничное счастье русского кружева".

Кружевоплетение -выдающееся явление русской народной культуры. Начало его в России достоверно не известно. По преданию Петр I в 1725 году вывез 30 кружевниц из Нидерландов и разместил их в Москве.

Однако в летописи "О знаменитых делах в царицыной Светлице" от 1625 года, где уже точно описывается процесс кружевоплетения.

К концу 18 века существуют центры кружевоплетения в России: Вологодская, Рязанская, и Вятская губернии. В городах- Елец, Балахна, Михайлов и Москва.

Благодаря первой волне русской эмиграции в 20-е годы 20 века в Европе появился стиль "а-ля-рюс". Представительницы русского дворянства привнесли в западную моду искусство вышивания и кружевоплетения. С детства в дворянских семьях обучали девочек рукоделию и многим это помогло выжить в эмиграции.

Ведущие дома моды стали принимать на работу русских дворянок и создавать коллекции одежды  с вышивкой и кружевом. В это время появились на Западе и Русские модные дома. Например: "ИрФе"(кн.Феликс и Ирина Юсуповы),"Кимир"(великая княгиня Мария Павловна) и др.

В производстве готового платья в Париже в 1926 году было занято 3115 русских, большинство из-них женщины.

Хотя представленные работы выполнены  совсем недавно , но от них веет давно ушедшим временем.

Вот уголок дворянского или купеческого  быта.




Кружевные воротнички  я сама еще себе пришивала к коричневому школьному платью.


Но были на выставке и совсем необычные работы. Например эта работа из серии "Мой укроп". Трудно понять технику этой работы - то ли это великолепный рисунок, то ли кружево с вышивкой?
Эта работа называется "Вологда"- дань вологодскому кружевоплетению.
 
"Ангел". Какая тонкая работа и как красиво он смотрится.
Но мне очень запомнились две работы из серии "Моя Африка". Мне кажется, очень важным помнить не только свою родину и культуру откуда ты приехал, но и узнавать и полюбить ту страну в которой ты, по тем или иным обстоятельствам, оказался.

Этот "культпоход" у меня занял не много времени. Но впечатлений от з-х выставок я получила  много и каждая из выставок по своему была интересна.

(Москва. Апрель 2023 года.)





Комментариев нет:

Отправить комментарий