Когда хочется новых впечатлений, а времени мало, я еду на выставки в "Дом русского зарубежья"(ДРЗ).
Так получилось у меня и в апреле 2023 года. В ДРЗ проходила выставка Е.Е.Климова (1901- 1990) -"Откуда есть пошла Русская земля". На выставке представлено художественное наследие художника из архива ДРЗ и Псковского художественного музея. Среди работ много графики.
Графика мой любимый вид изобразительного искусства. Особенно люблю черно-белые рисунки карандашом, пером, углем и т.п.
1 выставка.
Про этого художника я ничего раньше не знала. Увидела его работы только на выставке.
Климов Евгений Евгеньевич родился в 1901 году недалеко от Риги, в интеллигентной семье. Мать- учительница, отец- юрист. Детские годы провел сначала в Варшаве, потом в Санкт-Петербурге и в Новочеркасске.
Живописи учился в Рижской академии художеств и в 1929 году заканчивает ее. После окончания академии до 1944 года занимался преподавательской деятельностью в Риге.
Графика и мозаичные работы художника привлекли к нему внимание Рижского художественного музея. Сначала Климов Е.Е. работает зам.отдела русского искусства и занимается реставрацией. Потом становится заместителем директора музея.
После войны художник получает приглашение на работу в Прагу. Благодаря его деятельности было спасено много произведений искусства Чешского града.
В 1949 году художник вместе с семьей переезжает в Канаду, где и живет до конца своих дней. Погиб художник в автокатастрофе в 1990 году, немного не дожив до 90 лет.
Связь с Россией родственники художника не потеряли. В 1989 году часть архива и творческого наследия художника родственники художника передали в Дом русского зарубежья и в Псковский музей.
На выставке кроме фильма про Псков , были показаны архивные материалы.
Обычно к архивным материалам я отношусь немного равнодушно. Читать пожелтевшие страницы с неразборчивым почерком трудно. Но здесь ,эта часть выставки, была настолько хорошо представлена, что я все материалы с большим интересом прочитала и просмотрела.
Вот художник совсем молодой. Ему 24 года (1925).
Показан его ящик с красками.Выставка мне понравилась, черно- белая графика прекрасна. Какой точный рисунок. А эскизы мозаик я увидела впервые. Не знала, что для мозаик каждая плиточка прорисовывается уже на эскизе.
2 выставка.
На втором этаже была еще одна выставка, которую я хотела давно посмотреть и была рада, что она еще не закрылась. Вход на выставку фотографа из Киргизии свободный.
В молодости я была в Киргизии. Проехала весь северный берег Иссык-Куля до Пржевальска. Поднималась в горы за эдельвейсами. Была во Фрунзе. Хотелось все это освежить в памяти.
Но если честно, выставка меня немного разочаровала. Громкое название-"Страна небесных гор". Профессиональный фотограф. Но интересных для меня работ было мало.
Запомнились фотографии в национальных костюмах.
Мальчика на рынке.
Большое панно маков повешено криво.
3 выставка.
А вот на третью выставку, я попала случайно. В кассе меня спросили:" не хочу ли я посетить еще выставку Кружева. Вход бесплатный, Нужен только билет". Я с радостью согласилась.
Выставка называлась "Заграничное счастье русского кружева".
Кружевоплетение -выдающееся явление русской народной культуры. Начало его в России достоверно не известно. По преданию Петр I в 1725 году вывез 30 кружевниц из Нидерландов и разместил их в Москве.
Однако в летописи "О знаменитых делах в царицыной Светлице" от 1625 года, где уже точно описывается процесс кружевоплетения.
К концу 18 века существуют центры кружевоплетения в России: Вологодская, Рязанская, и Вятская губернии. В городах- Елец, Балахна, Михайлов и Москва.
Благодаря первой волне русской эмиграции в 20-е годы 20 века в Европе появился стиль "а-ля-рюс". Представительницы русского дворянства привнесли в западную моду искусство вышивания и кружевоплетения. С детства в дворянских семьях обучали девочек рукоделию и многим это помогло выжить в эмиграции.
Ведущие дома моды стали принимать на работу русских дворянок и создавать коллекции одежды с вышивкой и кружевом. В это время появились на Западе и Русские модные дома. Например: "ИрФе"(кн.Феликс и Ирина Юсуповы),"Кимир"(великая княгиня Мария Павловна) и др.
В производстве готового платья в Париже в 1926 году было занято 3115 русских, большинство из-них женщины.
Хотя представленные работы выполнены совсем недавно , но от них веет давно ушедшим временем.
Вот уголок дворянского или купеческого быта.
Кружевные воротнички я сама еще себе пришивала к коричневому школьному платью.
Комментариев нет:
Отправить комментарий