среда, 12 октября 2022 г.

"И лотос хочет мне сказать..." (Выставка в музее Востока)

 В искусстве Китая часто можно встретить описание лотоса.

 Вот героиня романа "Сон в Красном тереме" любуются лотосом. Этот роман входит в число четырех книг, которые знает каждый китаец.

Лотос упоминается в стихах О Ван Вэйе: (Ван Вэй)(699-759)

...Этой ночью дождик моросил —
Не оставил на дорожках пыли,
И, в жемчужных капельках росы,
Лотосы весь пруд заполонили...

Художники, мастера декоративного искусства тоже не обошли лотос вниманием.

Лотосы я видела только на фотографиях. С одного фото попыталась даже срисовать. Крепкий стебель лотоса связывает корни с цветком. Поэтому лотос часто сравнивают  с долгими отношениями в любви и дружбе.

Сам же цветок нежен и чист- олицетворяет моральную чистоту и любовь.

Почему я об этом вспомнила? Дело в том, что просматривая афишу выставок, увидела выставку в музее Востока.- "И лотос хочет мне сказать"...

Это  строка из стихотворения великого китайского поэта Ли Бо (701—762/763 г.)-поэт эпохи Тан, гений китайской поэзии.

СТРУЯЩИЕСЯ ВОДЫ

В струящейся воде
Осенняя луна.
На южном озере
Покой и тишина.
И лотос хочет мне
Сказать о чем-то грустном,
Чтоб грустью и моя
Душа была полна.

(превод В. Алексеева)

Попала на эту выставку я со второго раза. 21 сентября 2022 г. поехала на выставку . Вышла на Пушкинскую площадь.

Решила до музея пройти пешком. Начало осени. Настроение чудесное. На Тверском бульваре еще работает фонтан , цветы в красивых вазах, первые желтые листья.



Незаметно дошла до Никитского бульвара, дом 12. Покупаю билет на выставку и вдруг узнаю, что выставка на несколько дней закрыта, монтируют другую выставку.(На сайте музея  об этом ни слова) Сдаю билет, администратор извиняется, а я  решаю сделать еще одну попытку, заодно и посмотреть на новые выставки.

Во второй раз , (6 октября 2022г. )недоразумений не было. Поднимаюсь на второй этаж и узнаю, что сама выставка очень маленькая. Занимает две витрины в коридоре.Это первая витрина,


А в отдельной витрине авторская керамика Сюй Бина (род.1955г.) ,знаменитого китайского художника,

 На стене небольшой плакат- информация про экспозицию.

Посетителей в музее нет и я смогла хорошо рассмотреть экспонаты. Они разные: с 17 века до наших дней. На выставке представлены 25 произведений из фарфора, металла и камня. Фотографировать можно. 

Нередко в формах сосудов угадываются свернутые листья, бутоны, коробочки с семенами.






Это один из древних экспонатов. 


Тарелка расписанная кобальтом начало 18 века.

Этикетки к экспонатам я фотографировала мало. Не так важно какой это год.

Была одна фарфоровая статуэтка 18 век: Гуаньинь - божество милосердия.

Конец августа- сентябрь, это время когда постепенно заканчивается цветение лотоса на прудах, люди прощаются с жарким летом, поэтому часто в стихах китайских поэтов присутствует настроение легкой грусти.

..Было счастье — и кончилось вдруг!
В путь обратный пора нам грести,
Только лотос разросся вокруг,
Всюду лотос на нашем пути...

(Ли Цинчжао 1084г.)

Но грустить долго не приходится, на смену лета приходит осень с золотыми и красными листьями и с хризантемами.

О, хризантема, осени цветок…
Твоя листва — из яшмы бахрома —
Свисает над землёй за слоем слой,
Десятки тысяч лепестков твоих,
Как золото чеканное горят…(Тао Юаньмина (365—427)

В Китае есть цветочный календарь, где у каждого времени года -свой цветок. Хризантема - это осень,

Цветок сливы - это зима: 

Когда наступает глубокая зима,
Нет уже и следов цветов.
Но цветы сливы не покорились,
На каждом дереве распускаются на ветру и снегу.

Весна-пышный пион,

Сами собой
Стихи срываются с губ —
Цветут пионы.

 Лотос- лето.

Если бы меня спросили: с каким цветком у меня ассоциируется осень в Москве? Я бы выбрала  цветок гортензии. В последнее время эти цветы можно часто увидеть осенью на газонах столицы. Гортензия завезена в Европу с Южной и Восточной Азии для зажиточных слоев общества в 14 веке. В Россию- примерно в 19-20 веке.

Но самые красивые гортензии  расцветают в Александровском саду у Кремля. У меня даже появилась потребность осенью погулять там.Была я там и 2 октября 2022 года. Каких только красок осени там не увидишь!


Около этих красных кустов целая фото сессия.
Трудно даже выбрать момент, что бы в кадр не попали люди.

Много еще цветов.

Цветут розы.


Но краше всех - это гортензии.




Небольшая выставка, а сколько ассоциаций и какое удовольствие она доставила мне.

(Москва, октябрь 2022)

Примечание :Стихи скопированы с сайта turisheva.ru.- Большая благодарность автору сайта за прекрасный материал о китайской поэзии.










Комментариев нет:

Отправить комментарий