суббота, 18 июля 2020 г.

Городские цветы - мальва!

На уроках рисования Сергея Андрияки по ТВ во время каронавируса, я училась рисовать  лилии
и невольно, во время прогулок, стала обращать на них свое внимание .
В интернете я прочитала, что в мире насчитывается до 110 видов. В России до 16. Распространена в Европейской части России почти до широт Казани.
Гуляя по тихим  улицам Таганского района г. Москвы я то там , то тут на газонах видела эти прекрасные красивые цветы.
Чаще всего можно было увидеть оранжевую лилию
Встречались розовые и белые.

Мне очень понравились желтые лилии.

А в сквере возле Калитниковского пруда увидела лилию очень необычной расцветки.
Но постепенно мое внимание переключилось на другой цветок. Его называют разными названиями : мальва, просвирник, алтея.
Часто, какой-то предмет или цветок вызывают определенные ассоциации. Представляя цветы мальва, я невольно вспоминаю Украину, где на фоне белых мазанок всегда можно увидеть эти цветы.
 На Украине изображением мальвы часто украшали вышивки, писанки, разрисовывали  стены домов.
Пахнут мальвы детством , летом
Ароматный воздух густ.
Предзакатным тихим светом
Освещен мальвиный куст.
Кто-то ждет небесной манны...
Рай не в небесах, а тут.
Как цветут в июле мальвы,
Боже как они цветут.   
( сайт  vortexflowers.net)

В Москве я этих цветов раньше  не видела.
Но в последние годы на газонах в Москве эти цветы стали встречаться чаще.
 Много их расцвело и в моем дворе.
Мальва - многолетнее растение, чаще двухлетнее.
Мальва садовая или штокроза до 2 метров в высоту от белых до почти черных. Цвести начинает снизу вверх. и цветут все лето.
Растет в Европе, Северной Африке, Азии более 120 видов.
Человек знаком с мальвой более 5000 лет. Это лекарственное растение: прикладывают лист мальвы к коже при ожогах и фурункулах.
Мальва съедобна. Из нее в Египте готовят суп -мелокия. Из мальвы делают чай, употребляют как пряность, украшают блюда еды.
Чаще встречается розовая мальва.



Кто-то скажет, что в них больше прозы,
Что не тянут они на стихи,
Мальвы - это конечно не розы,
Хоть и розовы их лепестки....

(Валерий Гулянов 15-8- 2015г. сайт stihi-prp.pp.ua)

Но она бывает разных цветов от белого до почти черного.



На  дачных поселках и в деревнях мальва часто растет среди мусора, как бы приглашая людей следить за чистотой там, где они живут. 

Мальву любят  рисовать художники, особенно  на фоне неба.
Вот и я тоже попыталась нарисовать этот прекрасный цветок. Осваивая рисунок на уроках С.Андрияки по ТВ, я сразу поняла, что я не художник. Тени, объем, цвета- это все не для моих способностей. Взяв впервые в руки простой карандаш я решила рисовать только им, для контраста иногда обвожу карандаш черной ручкой.
Очень почитают этот цветок в Японии.
В Японии мальва главный участник праздника весны. В Киото 15 мая наступает фестиваль мальвы- "Аоймацури".
Не обошел мальву своим вниманием и знаменитый японский поэт Мацуо Басё (1644-1693г.)

Без конца моросит,
Лишь мальвы сияют, как будто
Над ними безоблачный день.
У многих народов мальва символ стремления, возвышенности, воплощение мечты и радости. Ей посвящены легенды и сказания.

Гуляя по улицам Москвы не могу не остановиться около этих цветов. Один большой куст расцвел рядом с вишней.
Вишня вся усыпана спелыми ягодами.


 Очень грустно наблюдать, как прекрасный розовый куст мальвы с каждым днем становится все меньше. Прохожие, пытаясь сорвать спелые ягоды, безжалостно ломают цветы мальвы.
Упоминание про мальву-штокрозу я встретила и у Эмиля Золя.
Скачав роман "Доктор Паскаль", я с удивлением на первых страницах нахожу упоминание про мальву-штокрозу.
"Вот уже пять лет он производил очень любопытные опыты над коллекцией штокроз, получая путем искусственного опыления цветы все новой и новой окраски. Клотильда так тщательно передавала оттенок и форму цветка, что Паскаль неизменно восхищался ее добросовестностью..."
Жизнь, конечно, быстротечна,
Мы давно не прежние
Но манить нас будут вечно
Эти мальвы нежные...
(Боргриг 14-1-2016г.)
(Июль 2020 года.)












Рисунок.


Комментариев нет:

Отправить комментарий