понедельник, 14 октября 2019 г.

П. Пикасссо и не только. (выставка.)

В выставочном павильоне "Рабочий и колхозница" открылся третий сезон межмузейной программы "Резидент". 

 В этот раз меня заинтересовала выставка из Ульяновского художественного музея "Поленов, Пластов,Пикассо и не только".
Выставка открыта с 31 июля по 3 ноября 2019 года. Вход для всех бесплатный.
Мне нравятся эти выставки, т.к всегда на них для себя я делаю новые открытия.
Кроме картин из Ульяновского художественного музея , на выставке  демонстрировалась коллекция керамики П.Пикассо (1881-1973г.)
Я не поклонница творчества этого художника, но его картина "Девочка на шаре"(1913год.) знакома мне по репродукции с детства. Возможно, что  заниматься танцами и художественной гимнастикой я начала рано, из-за желания быть похожей на эту гибкую девочку.  Уже  значительно позже я узнала биографию этого художника и что эта картина относится к "к розовому периоду" его творчества. Один раз даже сходила на выставку его картин .
И вот теперь Ульяновский  музей привез коллекцию керамики П. Пикассо из 16 предметов.
Пабло Пикассо заинтересовался керамикой когда ему было за 60 лет. Поводом послужило посещение ярмарки гончарных изделий в маленьком городке Валлорисе, по соседству с которым П.Пикассо проводил лето 1946 года. Для всех желающих были открыты мастерские. П.Пикассо заглянул в мастерскую Сюзанны и Жоржа Рамье  и вылепил две маленькие фигурки.
Увлечение продлилось 15 лет. Пикассо с юношеским задором взялся за новое для него занятие. Благодаря своему таланту он преобразовал ремесло в творчество.
Появляется объемная керамика- ваза- птица, ваза- лицо, ваза- бык, ваза -женщина






и керамика на плоскости.





 Позже П.Пикассо организовал в Валлорисе мастерскую - "Мадура", где керамика тиражировалась в нужном количестве. За один год было изготовлено до 1000 экземпляров.

На выставке керамика П.Пикассо выставлена в отдельном зале. Посетителей немного т.ч. было время  и возможность рассмотреть керамику со всех сторон. Вазы представлены в стеклянных витринах. Возможно полутемное помещение и подсветка изделий создали тот эффект , что в отражении стекла можно было увидеть вазы сразу с двух сторон.



"В керамике П.Пикассо прощалось нежелание копировать натуру, т.к. издавна в керамике использовались приемы условности и стилизации", прочитала я в одной из статей про керамику П.Пикассо. Наверное своей условностью, точностью рисунка -мне его керамика очень понравилась.
Коллекцию из 16 предметов преподнесла в дар музею Надежда Леже, вдова художника Фернана Леже в 1970 году. Все предметы изготовлены в мастерской "Мадура" в Веллорисе на юге Франции по моделям Пикассо, при его участии и под его наблюдением.

Кроме керамики на выставку музей привез 75 произведений изобразительного искусства созданные в период с конца 18 века до 1970 годов 20 века.
Т.к. я начала осмотр выставки с верхнего этажа, то сначала я попала в зал искусства 20 века.
События 1917 - 1918 годов повлекли за собой гибель сотен дворянских усадеб, уничтожение библиотек и коллекций в Симбирской губернии. Вот тогда художники, преподаватели , чтобы спасти дворянские коллекции от мародерства решили создать Народный музей . Коллекции помещицы Екатерины Перси -Френч и коллекция Вл. Полеванова
положили начало экспозиции. В 1948 году был образован отдел Советского искусства.
Теперь в коллекции искусства 20 века насчитывается  более 5000 произведений.
Хожу по выставке и каждое произведение по своему интересно.

На протяжении полувека музей собирает произведения симбирского художника Аркадия Пластова(1893-1972г.). Этот художник был широко известен в Советское время, а его картина "Фашист пролетел"(1942г.)- была знакома каждому школьнику. Поле , улетающий самолет, на земле лежит убитый фашистом деревенский мальчик. Он рисовал В.И.Ленина в Разливе, запись в колхоз и колхозные праздники. Но его нельзя было бы назвать "официальным художником". Его работы очень искренни. Он много рисовал своих односельчан. В картинах отсутствует манерность и вычурность. Часть зала была отведена его работам.







Перехожу от одной картины к другой. Фотографирую мало. В зале , несмотря на будний день, довольно много посетителей. Рядом с неизвестными мне художниками, много картин признанных мастеров.
Вот один из любимых моих художников Ю.Клевер (1850-1924г.) - "Зима".Как написано в Википедии :"пейзажист салонно-академического толка". Мне же его работы нравятся своей сказочностью.
 Среди  работы незнакомых мне художников-С.Виноградов "Шхуны в Архангельске" (1902г.)
 или А.Кравченко "Натюрморт на террасе" ( 1916),
 есть картины любимых художников -Н.Гончарова (1881-1962г.)
 А рядом висит картина другого автора-  Елена Бебутова (1892-1970г.). Оказалось, что эти работы помещены рядом не случайно. Я уже ни раз писала о союзе двух художников: Н.Гончаровой и М. Ларионова. А это другой союз советских художников-авангардистов: Е.Бебутова и П.Кузнецов. Две пары были знакомы, вместе были в Париже, много работали для театров.
Спускаюсь этажом ниже. И в этом зале нахожу для себя новое.  Здесь размещена коллекция 18-19 веков. В это время сначала доминирует в искусстве классицизм, потом возникает новое направление- романтизм, критический реализм. Героями впервые становятся крестьяне, а авторами картин- крепостные художники.
Среди работ представленных в этом зале
отдельно висит портрет Н.М.Карамзина  написанный Джованни Баттисто Дамон в 1805 году. Имение Н.Карамзина находилось в Симбирской губернии.
Но меня привлек   своей выразительностью другой портрет -"Старик со стаканом".

Жаль, что фотография и близко не передает впечатления от выразительности этого портрета.
Это работа  одного из самых известных художников Симбирска -Василия Худякова (1826-1871г.)- крепостной помещика Вл. Поливанова. Он учился в Москве, потом в Санкт-Петербурге, ездил в Италию. Пожалуй это единственный живописец из крепостных, творчество которого стало общепризнанным. Картина этого художника "Стычка с Финлядскими контрабандистами" (1853г.) была куплена Павлом Третьяковым в 1856 году и послужила первым шагом к созданию Третьяковской галереи.
А вот пожалуй самая известная работа этого художника-"Девочка в русском костюме".
В собрании музея 80 портретов, которые принято называть усадебными.  Среди работ неизвестных мне художников



в коллекции музея есть работы В.Верещагина (1842-1904г.),
Ф. Малявина (1869-1940г.).
Чем интересно выставочное пространство павильона "Рабочий и колхозница", так это тем, что много информации расположено на стенах вдоль наклонных пандусов с этажа на этаж, ведь лестниц в Павильоне нет.

 Вот и в этот раз. На одном из уровней -"Общественные деятели и коллекционеры".
На других- "Выдающиеся жители Симбирской губернии".
Мне понравилось, что в этом разделе указаны имена В.И.Ленина, А.Ф.Керинского и многих других исторических лиц, связанных с Симбирском. 



А пролетами ниже:"Симбирск (Ульяновск)" 19 век,

"Симбирск 17-18 века".
Я была в Ульяновске, когда плавала на теплоходе из Москвы в Астрахань. Это было давно и экскурсии в основном были посвящены знакомству с "Ленинскими местами". Сейчас же, познакомившись хорошо с произведениями Н.Карамзина (1766-1826г.), И. Гончарова (1812-1891г.), я была рада, что представилась такая удивительная возможность посмотреть еще и экспозицию Ульяновского художественного музея, увидеть много новых интересных картин и открыть для себя новую сторону таланта П.Пикассо.
Осмотр выставки я  закончила и  спускаюсь по пандусу на первый этаж , когда  впереди вижу непонятную конструкцию.
Но об этом в следующий раз.
(3 сентября 2019 года).

Комментариев нет:

Отправить комментарий