среда, 12 апреля 2017 г.

Сакура, три брата Щепкиных и другое.

Прошел ровно год как я была  в Праге  в апреле 2016 года. Увидев Прагу " в розовом цвете"(об этом я писала в блоге в июне 2016г.), во время цветения сакуры,


я побоялась  ехать туда снова  весной. Вдруг я не застану цветение сакуры.

Поэтому решила в этом году забронировать  новый тур в Прагу на другой месяц. Но сакура и Прага слились у меня в одно воспоминание.
Цветение и любование сакурой ХАНАМИ, главное весенние событие в Японии. Этот праздник отмечается в Японии 27 марта.
В Японии  насчитывается более 200 видов сакуры. Сакура - она же вишня мелкопильчатая. Многие виды называемые сакурой вообще не приносят плоды, а используются как декоративные деревья.
Для японцев цвет и форма цветков сакуры стали символом чистоты и искренности. Сакура подобна облакам. Ввиду непродолжительности цветения- является метафорой быстротечности бытия и непостоянства. Существует ТОП-100 самых красивых мест любования сакурой. 
В Японии есть даже эстетика - моно-но-аварэ. "В каждой вещи свое неповторимое очарование".
В классической поэзии Японии сакуре т.е. вишне отведено особое место.
Сначала любование сакурой  был праздник для аристократии. Вот как писал поэт Сайгё (1118-1190):
Под сенью ветвей
Толпа придворных любуется...
Вишня в цвету!
Другие смотрят лишь издали.
Им жалко ее аромата.
Потом к празднику приобщились простые люди.
Самый знаменитый поэт Японии Мацуо Басё (1644-1694) писал:
Вишня в полном цвету!
А рассвет такой, как всегда
Там , над дальней горой...

Как завидна их судьба!
К северу от суетного мира
Вишни зацвели в горах...

Просматривая афишу выставок на апрель 2017 года, вдруг вижу, что в биологическом музее  им.Темирязева несколько дней будет проходить выставка "Цветение сакуры". Про эту выставку было написано: "... что эта выставка адресована тем, кто любит рисовать, фотографировать, кому интересна природа и культура Японии".
Поэтому Вам понятно, почему я сразу отправилась в Биологический музей.
После долгих поисков зала, я наконец нашла   эту выставку. Выставка оказалась очень скромной.
На выставке представлены работы трех Российских художников, которые ездили в 2014 году на пленэр в Японию, что бы запечатлеть "пышное цветение сакуры."
Минимум информации. На столе маленький  листок.
 и один веер на стене.
Несколько фотографий и несколько рисунков- вот и все.






Сказать, что мне совсем не понравились эти работы, я не могу.
Немного только стало грустно, иметь такую возможность рассказать про сакуру, культуру любования сакурой в Японии и не воспользоваться ею.  

Но раз уж я попала в Биологический музей имени Тимирязева, то решила его обойти. Музей создан в 1934 году и такое впечатление , что с тех пор ничего в нем не изменилось. 21 век, время компьютерных , цифровых технологий осталось за стенами музея, на полках все те же муляжи растений и чучела птиц и плакаты. 
Решила получше разглядеть кораллы и раковины, раньше музей славился этой коллекцией. На нескольких полках нашла отдельные образцы.




увидела несколько раковин.
Рядом  необычные экспонаты: отпечаток листа на камне,

 гигантскую раковину найденную в Рязанской области.


Вот и обошла весь музей.
Если бы мой поход в музей закончился только посещением выставки про сакуру и экспозицией Биологического музея , я была бы разочарована.
Но главная ценность этого музея -это само здание музея.
Был в Москве купеческий род Щукиных. Вот один из династии Щукиных -Петр Иванович (1853-1912г.) и построил это здание для своей коллекции.
Его отец основал торговый дом "И.В.Щукин с сыновьями"- торговля тканями.
Именно торговые интересы положили начало коллекции Петра Ивановича. Сначала он стал покупать персицкие ковры, японские, китайские, индийские ткани. Потом в коллекции появились памятники русской истории. "Российские древности " , так назвал Петр Иванович свой музей для которого и стал строить на Малой Грузинской улице, дом 15 в 1891 году специальное здание, пригласив архитектора Фрейденберга Б.В.


Каждую деталь этого здания можно долго рассматривать.Сразу привлекает внимание крыльцо.

Оно красиво украшено мозаикой.
 Необычные крыши над основным зданием и над башенками.

Здание украшено красивым панно.


 Каждое окно имеет свое оформление, но это не кажется пестрым.

 На здании очень много керамических вставок. Каждая имеет свой неповторимый вид.
 Коллекция быстро пополнялась. Петр Иванович стал приобретать целые собрания и музей стал мал. Тогда в 1897-98 годах он стал строить новый музей, пригласив архитектора А.Э. Эрихсона.
 Много зданий в Москве сохранилось этого архитектора, но это здание для музея П.И. Щукина занимает одно из первых мест среди его работ.
Старое и новое здании музеев похожи: оба построены в новорусском стиле. Когда их рассматриваешь, то трудно определить какое из них красивее, каждое здание прекрасно по своему.




Напротив Нового здания музея в 1905 году архитектор Ф.Н.Кольбе построил из красного кирпича одноэтажный музейный склад (это невысокое здание за остановкой).

 На территории усадьбы был сад . В нем насчитывалось более тысячи деревьев. Позднее между зданиями музеев была построена оранжерея.

В 1905 году П.И.Щукин подарил свою усадьбу вместе с богатой коллекцией Историческому музею. К тому времени коллекция насчитывала более чем 300 тысяч предметов.
За этот дар Петр Иванович был удостоен звания Действительного статского советника. До конца своих дней (1912 год) он оставался попечителем своего музея, продолжая содержать и пополнять его.
После его смерти в 1912 году   музей был закрыт. В 1917 году все экспонаты были перевезены в Исторический музей на Красной площади.
В Биологический музей я ездила 29 марта 2017 года в дни школьных каникул. Одна за другой группы школьников в сопровождении учителей  заходили в музей.
Но вот что удивительно, ни одна из групп не остановилась перед музеем, что бы рассмотреть это здание. А что рядом еще находится еще и старое здание музея просто  не догадываются.

Коллекционером был и брат Петра Ивановича -Сергей Иванович Щукин (1854-1936 год). Тоже участвовал в делах семейного предприятия "И.В.Щукин с сыновьями" (одной из крупнейших в России оптовых мануфактурных фирм.) В 1882 году его отец купил в Большом Знаменском переулке, дом 8, дворец кн.Трубецких. В этом доме и поселился Сергей Иванович. с семьей. В особняке устраивались раскошные приемы и давались концерты. Хозяина посещали -К.Станиславский, Ф.Шаляпин, С.Рахманинов, С.Дягилев и др.
С 1895 года С.И.Щукин стал собирать коллекцию живописи, увлекся  новой западной живописью в т.ч.Дж.Уистлер. С 1896 стал приобретать картины импрессионистов.К 1908 году собрание насчитывало 80 картин. Каждое воскресенье с 1909 года особняк был открыт для посетителей и хозяин сам проводил экскурсии.
К 1914 году коллекция Сергей Ивановича насчитывала 256 картин. В 1918 году коллекцию национализировали. Первое время Сергей Иванович оставался в особняке  хранителем и экскурсоводом. В августе 1918 года он эмигрировал, а на основе его коллекции в 1919 году был открыт "Первый музей новой западной живописи" В 1929 году коллекцию С.И. Щукина объединили с коллекцией И.А.Морозова ( "Второй музей новой западной живописи") и перевезли на ул.Предчистинка. В 1948 году музей ликвидировали , а картины передали в Эрмитаж и ГМИИ им.А.С.Пушкина.
Я отправилась на прогулку. Цель найти особняк С.И. Щукина. Это оказалось не так просто. В Большом Знаменском переулке построено несколько больших зданий принадлежащих Министерству обороны.

 Шлагбаумы с часовыми перекрыли часть переулка. Среди этих зданий чудом сохранился до наших дней небольшой двухэтажный особняк. Это и есть дом в котором жил и собирал свою великолепную коллекцию С.И.Щукин.
 Наверное моджо было бы попросить, что бы меня пропустили сфотографировать особняк, но что-то не захотелось и я ограничилась только этими двумя фотографиями.

Коллекционером был и третий брат Дмитрий Иванович (1855-1932г.) В 1882 году он отошел от коммерческих дел и занялся коллекционированием. Жил он в Староконюшенном пер.дом 35. Туда к сожалению я не успела съездить (фотографию добавлю позже). В 20 комнатах этого дома размещалась коллекция западноевропейского искусства. В 1918 году его коллекция была национализирована  и в экспозицию Первого музея новой западной живописи.С 1924 по 1932 год С.И.Щукин  был заведующим итальянского подотдела Музея изящных искусств.Умер он в 1932 году.

Совсем рядом находится  усадьба Лопухиных.


Петр I подарил этот участок боярину Федору  Лопухину, когда царь женился на его дочери Евдокии. Раньше в этом месте проходил переулок и боярин построил два терема напротив друг друга. Потом объединил их возведя крышу над переулком.  Сейчас здесь общественный музей им.Рерихов.

Здесь другая история коллекции. Два брата -Святослав и Юрий, выполняя завещание отца в 1990 году спецрейсом аэрофлота из Индии в дар Москве передали 400 полотен Николая Константиновича Рериха и его личные вещи. Для музея был выбрана эта усадьба.
Тихо. Во дворе музея никого. Когда шла к особняку С.И.Щукина сделала несколько снимков, а когда возвращалась назад - решила зайти в музей. Я была несколько раз в этом музее, но последние новости с изъятием картин Рериха из этого музея , возбудили любопытство: что же осталось в этом замечательном музее? Музей работает в обычном режиме. Посетителей нет. Прошла все залы, в одном стоят пустые рамы от забранных картин, но это  не отразилась на экспозиции.
Музей настолько интересен, что я держа фотоаппарат в руке не сделала ни одного снимка.
На первом этаже выставка "Новый мир" художника -космиста из Ельца Лолы Лонли. Необычная манера письма, в одном из залов даже выключают свет, что бы показать как картины светятся в темноте. Какой-то общей идеи в выставленных работах я не почувствовала . Сфотографировала только несколько маленьких картин под названием "Музыка".




Вот в такой технике выполнены все картины, иногда на таком фоне добавлены отдельные фигуры и портреты.
Вот так, неожиданно для меня самой закончился, мой поход на выставку "Цветущая сакура".

P.S.Больше повезло одному из братьев  Третьяковых- Павлу Михайловичу. Его собрание картин   дошло до нашего времени в том же помещении, что он для них построил, а собрание картин Сергея Михайловича Третьякова  разошлось по разным музеям.

Комментариев нет:

Отправить комментарий