воскресенье, 23 марта 2014 г.

Меньшикова башня.

 Наверное потому, что описываю остров Родос не по своим воспоминаниям , я  постоянно отвлекаюсь на более свежие мои впечатления.
Недавно я читала воспоминания Михаила Нестерова. После первого посещения Греции он признавался, что не мог при виде руин представить великолепные древние строения.
У меня все не так. Когда я вижу старые здания, в моем воображении  возникает то время, когда они строились и та жизнь, которая была рядом. Поэтому я и люблю фотографировать старую архитектуру.
19 марта 2014 года я поехала по делам на Чистопрудный бульвар. Перед поездкой я вспомнила, что часто по работе была в Архангельском переулке , где находится церковь Архангела Гавриила, в народе больше известная как "Меньшикова башня", поэтому и захватила фотоаппарат. 
Архангельский переулок и был назван по этой церкви. Некогда эта местность называлась Гавриловская слобода. В 1632 году в ней значилось 62 двора.
Заметить эту церковь из переулка очень трудно, т.к. ее со всех сторон окружают дома.
Сначала привлекает внимание необычный купол с  крестом,
а уже потом между домами виден проход к этой церкви.
С 1699 г. владения к северу от храма начинает скупать любимиц Петра 1 Александр Данилович Меньшиков, а к 1705 г. на месте современного почтамта сформировалась его обширная усадьба.
В 16 веке эту территорию занимала Мясницкая слобода и стояла деревянная церковь. Меньшиков велел ее разобрать и на ее месте в 1707 году возвели новую постройку невиданной в Москве высоты (81 метр). Это на 3,2 метра выше колокольни Ивана Великого и говорят, что Меньшиков хотел затмить Сухареву башню.
К строительству были привлечены отечественные мастера и мастера из Италии и Швейцарии.
Общий надзор был возложен на Ивана Петровича Зарудного. Среди иностранных архитекторов были Д.Трезини , Ф.Фонтано и др.
Возводила храм артель русских каменщиков из Костромы и Ярославля. - 23 человека. Правда достроить храм до конца не удалось из-за запрета на каменное строительство в Москве. И завершили постройку высоким тридцатиметровым деревянным шпилем с золоченной фигурой ангела. В 1708 году на башне установили английские куранты и подвесили 50 колоколов.
Но не долго простояло это сооружение. В 1723 году от удара грома возник пожар , занялся шпиль и рухнули все 50 колоколов.
То здание ,что мы сейчас видим было возведено в 1773-79 годах по инициативе масона Измайлова.  В интерьере были использованы масонские символы, которые в 1852 г. митрополит Филарет  велел уничтожить.
Необычная для своего времени декорация здания выполнена с использованием  скульптурных композиций поражает пышностью и разнообразием форм. Предлагаю полюбоваться на них.
Первое что привлекает внимание это вставки в виде гирлянд с головками херувимов и раскрытого Евангелия.
Рядом на стене снизу вверх проходит белый резной узор.
Удивительно оформлены углы западного входа здания.
Над каждым входом помещены рельефные композиции.  Над западным -"Вход в Иерусалим", над северным и южным - архангелы Михаил и Гавриил. Я слабо разбираюсь в этой символике, поэтому не могу точно сказать что на  фотографии  изображено.
Необычный балкончик тоже привлек мое внимание.
Если поднять голову выше можно увидеть на нижнем восьмерике вазоны.
Некогда, на месте каждого из них, на постаментах стояли скульптуры. Как я не старалась, но сфотографировать общий вид Меньшиковой башни из за плотной застройки вокруг, мне не удалось. От каждого входа в церковь до изгороди от 3 до 5 метров. Поэтому если сопоставить две фотографии вместе можно получить отдаленное впечатление от одного из входов в здание.
Церковь Архангела Гавриила с самого начала строилась как летняя. Может быть по этому она и была закрыта. Зимой службы шли в церкви расположенной рядом. 
Церковь была закрыта с 1923-1947 годы. Реставрационные работы проводились в 1947-х годах. Иконостас 19 века в эту церковь перенесен в 1960 годах,  а первоначальный находится в городе Махачкале. Когда я вернулась домой начался сильный снегопад и земля несколько дней была покрыта снегом, а вчера 22 марта 2014 был очередной температурный рекорд + 15 градусов тепла.











Комментариев нет:

Отправить комментарий