четверг, 14 августа 2025 г.

Илья Машков - "Русский Сезанн". (Выставка.)

 Раннее утро. Дома и на улице очень жарко, решила с утра поехать в Третьяковскую галерею, чтобы совместить прогулку и новые впечатления. Наметила  две выставки в основном здании галереи в Лаврушинском переулке.

Как оказалось, так подумали многие. На вход в галерею выстроилась большая очередь. С новыми впечатлениями не получилось и пошла погулять к Водоотводному каналу. 

В Москве очередной фестиваль. Лужков Мост, через Водоотводный канал ,утопает в цветах.



Петуньи разных оттенков украшали  мост.



Напротив моста , у Нового здания Третьяковской галереи на Кадашевской набережной ,никого нет. Там сейчас проходят  выставки двух художников: А.Дайнеки (1899 -1969) и И.Машкова (1881-1944). Идти на эти выставки  не планировала, но решила зайти в здание и узнать про билеты. Оказалось , что в кассу никого нет и билеты можно свободно купить, Заплатив за льготный билет на две выставки - 950 руб!!! Я в Новом здании Галереи. 
И.И. Машков родился 29 июля 1881 года. Совпадение! Я пришла на его выставку 29 июля 2025 года   т.е. 144 годовщину со дня  рождения. Поэтому мой рассказ об этом художнике.
Поднимаюсь на другой этаж .Два плаката приглашают в зал.

Название выставки - "Илья Машков. Авангард. Китч, Классика. "

Около 200 предметов живописи и графики из 29 собраний.

В таком большом объеме картины художника, распыленые по разным коллекциям, музеям и бывшим республикам СССР, никогда не экспонировались. Эти два фото сделала стоя в середине зала в одну и другую сторону. Можно по ним только догадываться, какое большое помещение отведено под картины художника.


Больше всего картин предоставил Волгоградский художественный музей им. И.И.Машкова - родины художника.
Чтобы написать про выставку "Илья Машкова. Классика. Авангард. Китч.", пришлось много почитать. Биографии художника не знала, его картин не видела, с терминами "фовизм" и "китч" не знакома, а  про объединение "Бубновый валет"  помнила мало. 
Попробую теперь во всем этом разобраться.
Художественное образование.
  Илья Иванович Машков родился в 1881 году в станице Михайловской-на -Дону (сейчас это Волгоградская обл.) в крестьянской семье. Был старшим из 9 детей. В 9 лет мальчика отдали "в люди" в лавку к купцу. Работа в лавке ему не нравилась, т.к. больше всего он любил рисовать. Срисовывал лубочные картинки ,иконы, рисовал вывески.
Заезжий художник, увидев его рисунки, посоветовал  ехать в Москву учиться живописи.
 В 1900 году родственники собрали деньги на дорогу и Илья покинул лавку.

Конкурс в Училище живописи и ваяния - большой. На 27 мест претендовало 137 человек. Илья выдержал экзамен. Его зачислили на художественное отделение, где преподавали Л.Пастернак (1862-1945), В.Серов (1865-1911), К.Коровин (1861- 1939).
На второй год учебы Илья стал лучшим студентом училища, а с третьего курса стал преподавать, из-за отсутствия средств на жизнь. Своих учеников готовил к поступлению в Училище. Преподавал до конца жизни. Часто преподавание было единственным источником существования.

Учился И.Машков с перерывами, т.к. участвовал в революции 1905 года. Время с 1904 года по 1907 год он назвал "трехлетием без живописи". Однако преподавание не бросал. Среди его учеников были Р.Фальк (1886-1958), В.Мухина (1889-1953) и др.
С 1907 года продолжил обучение в Училище и стал копить деньги на поездку за границу. 
Таким образом,  И.Машков получил хорошее классическое художественное образование.
Авангард и Бубновый валет.
В 1908 году впервые посетил Францию, Италию, Испанию, Германию, Великобританию . 

В Париже познакомился с Петром Кончаловсим (1876-1956) и увлекся фовизмом. 

Фовизм возник во Франции, в Париже, в 1905 году на выставке "Осенний салон" . Там представили свои картины Анри Матисс (1869-1954) и другие художники. Их картины поразили яркими красками и экспрессией. Критики назвали эти картины "Оргией цвета", а художников "дикими" от французского слова fauve -дикий.

Фовизм - авангардное течение 20 века. Это отказ от натурализма в пользу предельно ярких, чистых цветов и эмоциональной выразительности. 
Если простыми словами, фовизм - это стиль, при котором цвет стал главным средством выражения эмоций, а не копирование предметов. Основателем  течения фовизм считают Анри Матисса.

Это фото репродукции с картины А.Матисса написанной позже, в 1911 году  "Семейный портрет." Как много на этой картине разных узоров, какие яркие цветовые пятна и как все это вместе выразительно!
 Учителя Училища критиковали работы  И.Машкова. В 1910 году  его исключили из Училища. Официально - "за неуплату," а фактически - "за новаторство".

И.Машков считал, что на фундаменте классической живописи можно создать новое авангардное искусство. Стал изучать художественный метод Поля Сезанна . Позже, его даже называли "Русским Сезанном".
Фото с репродукции картины П.Сезанна "Натюрморт с яблоками и апельсинами."(ок.1900г.)

Влияние Поля Сезанна особенно чувствуется в ранних работах И.Машкова.
 
Натюрмортам  И.Машкова  на выставке отведено большое место.  И.Машков смело развивал авангардные приемы живописи. Свои натюрморты рисовал по мотивам аляповатых росписей на  подносах. Мог в одной картине соединить овощи, фарфоровые статуэтки и любые предметы для усиления цветовых ощущений.


Оказалось , что  эту картину (единственную из 200 работ представленных на выставке), я видела раньше.
В 1910 году? вместе с П.Кончаловским, А.Лентуловым, М.Ларионовым и др.? организовали выставку авангардных произведений под названием "Бубновый валет". Критики так отзывались о картинах: "это просто испорченные куски полотна замазанные красочной грязью."

Позже возникло объединение "Бубновый валет", которое просуществовало  6 лет (с 1910-1916) объединив около 70 художников. Секретарем был избран И.Машков. Название "Бубновый валет" придумал М.Ларионов (1881- 1964) -старинное французское толкование игральных карт-"мошенник, плут". 

Постепенно критики картин стало меньше, появились даже похвальные отзывы в т.ч. и А.Бенуа (1870-1960).

Художники, входящие в состав этого объединения, ориентировались в своем творчестве на приемы русского народного искусства: лубок, росписи.  Чувствовалось  также значительное влияние фовизма и кубизма . Члены Объединения стремились найти новые приемы передачи объема и построения формы на плоскости при помощи цвета.

С годами многие художники вышли из "Бубнового валета", организовав новое худ. объединение  "Ослиный хвост.". В  1916-1917 году покинул объединение И.Машков,  перейдя в художественное объединение "Мир искусств". Так "Бубновый валет" прекратил свое существование.

На выставке экспозиция была размещена по годам. Мне соблюдать этот принцип сложно. И.Машков работал в разных жанрах . К одной и той же теме мог возвращаться по несколько раз. Поэтому на выставке можно увидеть несколько работ на одну тему, написанных в разные годы.

Искусствоведы ценят работы И.Машкова дореволюционного периода.

Это фото с репродукции  картины П.Сезанна "Портрет жены художника" (1890).

Илья Машков тоже много работал в жанре портрета. Вот несколько портретов художника выполненных в 1909 -х годах. Яркий фон, многообразие предметов на картине, яркость красок.



На выставке  особенно понравились несколько картин в разделе "Пейзажи".
Эти виды Москвы художник нарисовал в 1910-1913 годах.


Из трех пейзажей Женевского озера, сфотографировала один, написанный в 1914 году.

Художественные приемы у художника разные . Но во всех этих работах чувствуется хорошая школа рисунка. Этот пейзаж написан в мотиве подноса (1911 год).
 "Китч" или "безвкусица"?
В Третьяковской галерее любят использовать  в названиях выставок иностранные слова:   "Адепты красного"  или "Китч".
Что такое "китч"?  Как увязать это слово с творчеством художника,  не знала. 

Если писать умными словами, то "китч"-"клишированные произведения серийного производства, которые копируют популярные эстетические объекты и места."

Если простыми словами.- KITSH -(нем.) халтура, безвкусица, дешевка.

Искусствоведы до сих пор спорят, как оценивать творчество художника 20-30 годов 20 века. Это "гениальные" произведения или "китч"?

Американский критик 20 века Клемент Гринберг, (1909-2000), который ввел понятие "китч " в искусство, противопоставлял "китч"- "авангарду". Считал ,первое -упадком, а второе выражением подлинного художественного прогресса.

Обошла всю выставку, но определить какие работы И.Машкова можно отнести к разряду "китч" не могу.

Вот работа 1936 года "Советские хлебы". Агитационная картина, которая должна была показать изобилие в СССР в 40-х годах 20 века. Что это - "Китч "?
Для этой работы, по заказу художника, испекли хлеба и кондитерские изделия. Рядом с хлебом И.Машков снова рисует  овощи и фрукты.

 Я не знаю какой хлеб был в 40-х годах, т.к. родилась позже. Но в 60-70 -х годах 20 века ,  в "Булочных" (которых сейчас нет) , можно было увидеть многое из того, что на этой картине нарисовано . Помню названия и даже цены  многих изделий. А запах хлеба остался в памяти навсегда. По привычке нюхаю хлеб и сейчас, а он увы без запаха.
После революции.

Революцию 1917 года Машков принял. Он продолжает преподавать. Организует выставки современного искусства. Пишет портреты и агитационные плакаты.

Его картины выставляются на международных выставках. Много путешествует по стране и за рубежом

В 1930 годах стал рисовать меньше. Больше времени проводит на своей даче в Абрамцево.

Классика и ВОВ.

ВОВ застала его в Москве. Во время войны  продолжает работать. Рисует  солдат, партизан, врачей, медсестер, пионеров и т.д. Живопись его стала более реалистичной. И.Машков снова вернулся к "классике". На выставке большой раздел отведен этому периоду.

Умер в 1944 году на своей даче в Абрамцево. 

В Википедии всегда  читаю раздел "Память".  Именем Ильи Машкова назван только художественный музей в Волгограде, куда были переданы работы художника из его мастерской в Москве.

Теперь  жалею, что мимо многих картин И.Машкова  проходила быстро и фотографировала мало. Слишком необычно картины выглядели . 

Выставка продолжает работать. Пойду ли на эту выставку еще раз?  - Возможно, В буклете к выставке И.Машкова  написано - "Это один из лучших колористов 20 века!" Я бы еще добавила: "И очень хороший  рисовальщик."

P,S. Как мне понравилось "Новое здание Третьяковской галереи на Кадашевской набережной"? 
Про это ничего не могу написать. Меня так увлекли две выставки А.Дайнеки и И.Машкова, что помещение, в которых выставки  проходили , не отвлекало от осмотра картин.
Выйдя из зала, как будто вернулась к реальности. 
За окном солнечно и чудесный вид на Москву.

(Москва .Август 2025)

Источники: Статьи из Википедии, Популярная энциклопедия "Русские художники". изд. 2001 г., сайт art-salon.eu, сайт veryimportlot.com.






Комментариев нет:

Отправить комментарий