пятница, 31 мая 2024 г.

Т.Г. Юфа и ее книги - случайная встреча.

Май 2024 года в Москве продолжает радовать  теплой погодой и цветением. Цветет  все и везде. Вот в небольшом сквере ,на улице Сергия Радонежского, прохожие останавливаются, что бы сфотографировать белоснежные кусты.

Территория Спасо-Андроникова монастыря похожа на ботанический сад. Зацветает моя любимая калина-бульденеж. Позже шарики цветов побелеют и будут похожи на "снежки". 
А  так цветет калина обыкновенная.
Название этого кустарника не нашла. Он весь покрыт оранжевыми цветами.
У Третьяковской галереи царство белоснежных и фиолетовых  тюльпанов.
Фотографировала их 23 мая 2024 года, иду дальше и не верю своим глазам. Забор вокруг нового корпуса Третьяковской галереи, со стороны Лаврушинского переулка, снят.
У парадного входа оживление . Одна за другой подъезжают представительские машины, Спешат празднично одетые люди. Неужели "великий долгострой" заканчивается? Нет, часть ограждения со стороны набережной еще не снято, а в новом корпусе проходит мероприятие "Интермузей-2024".
Так теперь выглядит новый корпус с противоположного берега Водоотводного канала. 35000 кв.метров  новых выставочных площадей будут ждать своих посетителей.

Для меня это важное событие т.к. я люблю посещать Третьяковку. Трудно сосчитать все выставки, которые я там посетила.  Увидела картины многих художников. А вот имя художника-графика оформителя книг с юности знаю и люблю только одно - Тамара Григорьевна Юфа.

Вот про это я и хочу рассказать .

Это было в 1971 или 1972 году. Только недавно закончила институт и начала самостоятельно путешествовать по стране.  Поезд Москва-Архангельск мчал меня в удивительную поездку на Север. Маршрут- Архангельск-Соловецкие острова-Кемь-Петрозаводск. 20 незабываемых дней. Еще в поезде  познакомилась со сверстницей из Сибири. Совпадение,  она тоже ехала по моему маршруту. Так мы вместе и прошли весь маршрут.

Уже в конце поездки, в городе Петрозаводск, моя спутница предложила мне зайти на минутку к своей родственнице. По пути она сказала, что ее родственница художник. Быстро дошли мы до нужного дома. Дверь нам открыла миловидная  молодая женщина, не на много старше нас с моей подругой. Я оказалась в большой светлой комнате залитой солнцем. Никаких предметов, указывающих на занятие живописью в комнате не было. Подруга быстро закончила свои семейные дела и  конце нашего визита ее  родственница подарила нам по своей книге "Царевна- лягушка". Моей подруге досталась книга на русском языке, а мне на финском, т.к на русском,  у хозяйки дома, больше книг не было . 

 

Быстро пролистала книгу. Таких красивых и необычных иллюстраций я никогда не видела.

На обороте книги прочитала имя художницы - Т.Г.Юфа.

Вот так я узнала имя художницы.

Мне тут-же захотелось купить и другие книги с ее рисунками.  Мы с подружкой обошли несколько книжных магазинов, спрашивая книги, но нам отвечали, что к сожалению книг с иллюстрациями Т.Юфа в магазине нет. Только в одном магазине, я смогла купить маленькую подарочную книгу" Калевала". (Для сравнения, положила книгу на белый лист формата А4.)

Так, из той поездки, я привезла только две книги с рисунками художницы Т.Г.Юфа - "Калевала" и "Сказка о царевне-лягушке" на финском языке.

В Москве узнала, что в СССР это имя было очень хорошо известно. Как только кто-то ехал в Петрозаводск,  то его просили привезти книги с иллюстрациями Т.Юфа.

Имя своей новой знакомой, я забыла быстро. А имя художника- иллюстратора Т.Г.Юфа запомнилось на всю жизнь. Менялись квартиры, делался в них ремонт, но две приобретенные в Петрозаводске книги перевозились с самыми ценными вещами, а на книжных полках моей большой библиотеки занимали самое почетное место.

И вот неожиданно, я снова вспомнила про эти две книги, а "Калевала" стала  перечитывать.

Произошло это так.

Впервые я взяла простой карандаш и попробовала рисовать по урокам С.Андрияки в коронавирус. Посмотрела два- три урока и на этом мое обучение закончилось. Дальше, С.Андрияка стал учить рисовать акварелью. А я продолжаю рисовать простым карандашом , вернее срисовывать, те картинки которые мне нравятся.

Как-то мне захотелось нарисовать свечу и подсвечник . Подходящую свечу с щипцами для свеч, я нашла в книге про музей В. Тропинина и срисовала ее. 

А вот с подсвечником оказалось сложнее. Просматривая художественные альбомы в поиске рисунка, я стала листать и книгу "Царевна -лягушка"с иллюстрациями Т.Г.Юфа .Увидев этот рисунок поняла-вот  подсвечник, который я смогу срисовать.

Стала искать информацию про художницу в интернете  . (Сама не пойму, как любуясь ее рисунками десятки лет ,ничего про  Тамару Григорьевну Юфа  не знала).

Народный художник Карелии Тамара Григорьевна Юфа родилась в 1937 году. Заслуженный деятель искусств Карельской АССР, Почетный гражданин Петрозаводска. Умерла в 2022 году в Петрозаводске.

Родилась в деревне Колодезная в Липецкой обл. Сколько себя помнит всегда любила рисовать. 

С 1956-1960 училась в Ленинградском художественно-педагогическом училище. После окончания училища поехала в Карелию и 4 года преподавала в деревне Ладва. В свободное время рисовала. Она полюбила этот край и его культуру и прожила в Карелии всю свою жизнь.

Так бы и работала дальше в этой школе, но ей очень хотелось иллюстрировать книги. Тогда она взяв рисунки поехала показать их издательство в Петрозаводск. 

"Думала мне скажут там -идите вы куда подальше со своими рисунками. Но оказалось все иначе. В издательстве, посмотрев на ее рисунки сказали- сейчас позвоним председателю Союза художников Карелии. Он посмотрел и сказал- вы мне доставили большое удовольствие своими рисунками. А почему бы вам не проиллюстрировать "Калевалу". Так началась творческая  жизнь художницы.

"Калевала"- карело-финский поэтический эпос, состоит из 50 рун (песен).  Составлен Элисом Лёнротом (1802-1884) . Финский лингвист, фольклорист, собиратель и составитель карело-финского эпоса "Калевала". Впервые опубликован в 1835 году.

Я не знаю, те ли эти рисунки, которые она нарисовала впервые к "Калевале" или это рисунки сделаны специально  к  миниатюрному изданию, но рисунки мне очень нравятся. 

Каждая руна-песня , это отдельное сказание про былинных героев . Мелодия стиха  народного эпоса Карелии завораживает.  Начинается первая руна такими словами:

Старый верный Вайнямёйнен

Проводил покойно время

В чащах Вяйнёлы зеленых,

На полянах Калевалы,

Распевал свои он песни,

Песни мудрости великой...

Я не пытаюсь привязать  каждый рисунок Т.Г.Юфы  к конкретной руне. Для меня более важно художественное воплощение в рисунке. Герои книги -сказочные богатыри в сказочном мире и в рисунках Т.Г.Юфа  это хорошо чувствуется..

Позже, я купила "Калевалу" с адаптированным текстом и другими иллюстрациями, но мне книга не понравилась. Я так ее и не смогла прочитать до конца.

Художественная манера Т.Г. Юфа  , балансирующая между графикой и живописью, невозможно перепутать ни с какой другой. 

А началось все с детства, Мать Тамары Григорьевны  окончила школу кружевниц и плела кружево. . Все кто писал о Т.Г.Юфа считают, что ее техника сродни плетению кружев.Только вглядитесь в это затейливое кружево.

Это фрагмент с обложки книги "Царевна- лягушка".

А это другой рисунок из этой же книги и его фрагмент.


Вместо заключения.

Готовя это сообщение ,я случайно открыла для себя сайт "Иллюстраторы книг" Томск". illustrator.odub.tomsk.ru 

На сайте собрана подробная информация об иллюстраторах книг в СССР. Там я и нашла те сведения о Т.Г.Юфа , которые привела в своем сообщении.Увидела много других ее работ.

Решила почитать сайт еще . Наугад открываю- Александрова Татьяна Ивановна (1929-1983) . И удача. Оказалось, что именно эта художница иллюстрировала детские книги Е. Благининой,  жены поэта Г. Оболдуева . (О них я упоминала в своем сообщении "Поэзия на фоне Царицыно", написанном в феврале  2024 года.

 Е.Благинина (1903-1989) -одна из лучших детских писателей в СССР. Свои "взрослые" стихи она писала "в стол". В том сообщении  я восхищалась стихотворением "Я вам прочту стихи которых нет..."

И вот передо мной иллюстрации к ее детским книгам, нарисованные Александровой Т.И. Чудесные рисунки, сразу вспоминаются детство и масса детских книг с рисунками в моей семье.. Но с этими  книгами , изданными еще в СССР ,я с сожалением недавно рассталась. А две книги с рисунками Т.Г. Юфа продолжаю хранить.


(Москва. Май 2024 года.)




Комментариев нет:

Отправить комментарий